Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Архитекторы > Федор Осипович Шехтель

Федор Осипович Шехтель

Федор Осипович ШехтельВернемся к акмеизму. Идеи «прекрасной ясности», наполнили новыми темами не только поэзию. Вкус к классическому наследию в сочетании с поиском нетрадиционных конструктивных решений определил направление в архитектуре, которое принято называть неоклассицизмом. Одним из его представителей был И.А. Фомин (1872 — 1936). Лучшим творением мастера считается особняк А.А. Половцева на Каменном острове в Петербурге. Это строение всем напоминает зодчество XVIII в. парадный двор, главный корпус под куполом, разбегающиеся в стороны колонны. Однако колонн, по классическим меркам, слишком много, и детали здания явно мешают его целостному восприятию. Перед нами не дворец, а как бы его копия, искусная мистификация классицизма прошлых эпох.

Своеобразным отражением моды на древность и «ретро» В архитектуре стал стиль модерн, получивший распространение в конце ХIХ-начале ХХ в. и В Западной Европе, и в Америке. Признанным лидером нового направления был Федор Осипович Шехтель (1859 — 1926). Уже в одной из первых своих работ — проекте особняка 3.Г. Морозовой на Спиридоновке в Москве (1893) — архитектор смело использует полузабытые приемы средневековой готики. Частный особняк получает образ таинственного и загадочного замка. Его парадные интерьеры мастер населяет сказочными персонажами — драконами, грифонами, химерами — пришельцами из прошлого, живущими особой самостоятельной жизнью.

Шехтель не раз называл своим учителем художника В.М. Васнецова, поднося ему в дар проекты и фотографии своих первых построек в «неорусском духе». В их числе знаменитое здание Ярославского вокзала в Москве (1902), возведенное «по мотивам» древнерусского зодчества. Национальные черты этого сооружения старательно подчеркнуты и даже преувеличены. Центральная башня вокзала имеет непомерно высокую кровлю с загнутым козырьком, напоминая своим обликом городские ворота или триумфальную арку. Левая башня завершается шатром, как старинные русские храмы. Декоративные многоцветные украшения придают вокзалу праздничную нарядность.

Идеалы постижения «вечной красоты», обращенность к гармонии искусства ушедших эпох оказались близки «Миру искусства», одному из самых авторитетных художественных объединений «русского духовно культурного ренессанса» (название дано в пику народническому «Миру Божьему»). Вдохновителем и руководителем практической деятельности «мирискусников» был Сергей Павлович Дягилев (1872-1929), выдающийся антрепренер, сумевший сделать современное русское искусство достоянием европейской культуры. Началом его карьеры стало издание журнала «Мир искусства», первый номер которого вышел в свет в начале 1898 г. Открывала журнал статья «Сложные вопросы», подписанная Дягилевым. Статья вызвала бурную общественную реакцию, поскольку ее автор нелестно отзывался об искусстве уходящего XIX столетия. Особенно резкой критике подвергались установки реализма («утилитаризма»), идеологами которого были названы Н.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой и д.и. Писарев. Поклонение жизненной правде, по мнению автора статьи, завело русское искусство в тупик. Журнал призывал художников отказаться от всякой «общественной пользы» во имя воплощения «чистой» красоты.

© 2013, Мировая культура.