Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Художники > Илья Ефимович Репин

Илья Ефимович Репин

Бурлаки на Волге (Илья Ефимович Репин)В последние десятилетия XIX в. пальма первенства в портретной живописи, по общему мнению, принадлежала Илье Ефимовичу Репину (1844-1930). В число известных мастеров Репин выдвинулся еще в 70-е гг. с созданием полотна «Бурлаки на Волге» (1870-1873), где воплотил обобщенный образ русского народа, согнутого тяжким трудом, но не унылого, не несчастного, а покоряющего своей могучей силой. Позднее мастер создал галерею портретов современников. В ней преобладают люди, полные здоровья и силы: все хрупкое, болезненное, слабое не привлекало художника. Понимание Репиным личности изображаемой персоны было всегда точным, а оценки характера — взвешены и справедливы. Самый знаменитый свой портрет «Протодьякон» (1877) художник написал с чугуевского дьякона Ивана Уланова. Мощный образ огромного грубого мужика воплощен Репиным сочно и ярко. На первый взгляд в портрете вовсе отсутствуют религиозность и смирение. Однако думается, что именно подобные сильные люди были способны на подвижническую смерть во имя идеи. Портрет напоминает о тех православных священнослужителях, что были в первых рядах на поле брани, и о тех, кто сложил свои головы в период русского раскола.

Перед глазами Репина прошли многие выдающиеся деятели России. Ему позировали политики, писатели, композиторы, артисты и художники, люди различных профессий и званий. Репин никогда не повторялся; он внимательно всматривался в каждый свой персонаж, выявляя его внутреннее состояние, настроение, мысли, оценивая не только телосложение человека, но и его осанку, костюм, манеры. Так, портреты А.Ф. Писемского и М.П. Мусоргского выполнены почти в одно время (1880 и 1881), но они разительно не схожи. Писатель Писемский сидит, сутулясь и сжавшись в комочек, голова круглая, борода густая, как щетка. Глаза подстать позе — недоверчиво взирают на зрителя. Композитор Мусоргский изображен с широко раскрытыми голубыми, но какими-то помутневшими глазами. Взгляд его доверчив, но скован внутренним душевным смирением: в то время музыкант был неизлечимо болен и до его смерти оставались считанные дни.

Среди жанровых работ Репина выделяется полотно «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). В этой «хоровой» картине передана стихийная сила толпы, одержимой общим делом. По традиции времени художник особенно подчеркнул несправедливое разделение людей на нищих, обездоленных, и богатых, сильных, облеченных властью.

Пожалуй, никто из передвижников не раскрыл с такой убедительностью, как Репин, внутренний мир русских революционеров — «шестидесятников» с их пламенной верой в правоту собственных убеждений. Этой теме посвящены три работы мастера: «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и «Не ждали» (1884-1888). Наиболее глубоким по замыслу и психологическому строю является полотно «Не ждали», запечатлевшее сцену возвращения народника из ссылки в родной дом. В картине и щемящая боль, и немой вопрос: во имя чего нужно ломать жизнь себе и близким людям? Думается, что Репин не был готов к ответу. Он не судил подвижника идеи, а призывал быть милосердными к тем сынам России, что пожертвовали собой во имя народного блага.

Среди исторических полотен Репина запоминается «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына» (1885). Картина с ее несколько театральной аффектацией вселяет в зрителя ужас и отвращение к кровопролитию.

Совершенно иной мир представлен в картине «3апорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891), где запечатлен момент коллективного «творчества» удалых вояк, сочиняющих свое знаменитое бранное послание султану Махмуду IV. Атмосфера этого полотна наполнена добрым народным юмором и жизнелюбием.

© 2012, Мировая культура.