Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Художники > Илья Иванович Машков

Илья Иванович Машков

Натюрморт с веером (Илья Иванович Машков)Новаторство во всех областях искусства — таков главный лозунг авангарда. Авангард — собирательное понятие самых «левых» экспериментальных творческих направлений в искусстве «серебряного века». В авангардных течениях, несмотря на всю их разноликость, общими были новизна и смелость, которые считались мерилом творческой одаренности и эталоном современности. Общей была и наивная вера художников в наступление особого и необычного исторического времени — эры чудо — техники, способной изменить отношения людей друг с другом и с окружающей средой. Проблемы преемственности для сторонников авангарда как бы не существовало. Реализм XIX в. казался молодым нигилистам «обветшалой меркой», сковывающей свободу самовыражения.

В 10-е гг. ХХ в. художественное экспериментаторство в разных видах искусства достигает своего апогея, причем удивительно синхронно. Главная причина синхронности кроется в явном взаимном притяжении художников, поэтов, артистов, музыкантов, в общности творческих, а порой и жизненных интересов. Поколение новаторов искало друг в друге единомышленников в непростом деле ниспровержения устоев.

Одно из наиболее известных художественных объединений тех лет — союз московских живописцев с дерзким названием «Бубновый валет». Работы членов этой группы — П.П. Кончаловского, И.И. Машкова, А.В. Лентулова, Р.Р. Фалька, А.В. Куприна — ныне украшают многие музеи мира. Тогда же, в начале 10-х гг., это были совсем молодые, задиристые художники, грезящие о революционном перевороте в живописи и словно нарочно эпатирующие зрителей.

Уже первая выставка «Бубнового валета» была громкой, почти скандальной. Начинающие мастера своими работами отрицали все традиции. В основу их живописи был взят предмет как таковой, в его чистом виде. Причем предмет устойчивый, взятый «в упор», лишенный какой-либо недосказанности или философской двусмысленности. Полотна «бубновых валетов» поразили зрителей своей нарочитой грубостью объемов, пронзительно кричащим цветом, выпирающей «плотью вещей» (Кончаловский). Таков, например, натюрморт «Синие сливы», написанный в 1910 г. одним из основателей «Бубнового валета» Ильей Ивановичем Машковым (1881-1944). Мир этой картины подчеркнуто упрощен, «заземлен», образы статичны и декоративны. В манере мастера чувствуется влияние русского лубка и атрибутов примитивистского искусства.

Заметим, что склонность к примитиву характерна не только для членов «Бубнового валета». В то время лубок и другие формы городского народного творчества стали предметом серьезного изучения многими мастерами живописи. Художники словно неожиданно «прозрели», увидев в незамысловатых картинках, продающихся в палатках на рынке, красоту простоты, достойную быть запечатленной. Балаганные вывески, яркие росписи подносов и игрушек, панно, задники городских фотографов, оформление парикмахерских и трактиров, настенные коврики с невероятных размеров русалками и пасхальными ягнятами с грустными глазами — все это стало частью образного мира мастеров русского авангарда.

© 2013, Мировая культура.