Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Художники > Михаил Александрович Врубель

Михаил Александрович Врубель

Шестикрылый серафим (Михаил Врубель)Одним из основоположников символистской живописи был Михаил Александрович Врубель (1856-1910).

«Существует категория людей, для которых Врубель очень дорог… Заманчив прежде всего как нечто поэтическое, как утренняя заря, как запах сирени, как пение соловья. И даже если у них нет и не может быть глубокого поншиания этого трудного художника, то они всегда будут нести навстречу ему благородное чувство любви, способное приблизить человека к искусству».

Так писал о Врубеле известный русский искусствовед М.В. Алпатов. Эти размышления возникли на фоне очень противоречивых оценок мастера, чей жизненный и творческий путь полон загадок. Цельной натурой Врубель никогда не был. Уверенность в собственной одаренности (а в творчестве все давалось ему очень легко!) постоянно оборачивалась недовольством тем, что выходило из-под его кисти. Временами Врубеля охватывало чувство безнадежности, обреченности на неудачу, когда даже любимое искусство вдруг казалось, по словам самого художника, «не то угрозой, не то сожаление, воспоминаниями и мечтой».

Думается, что для теоретиков символизма Врубель был идеальным типом творца, отрекшегося во имя искусства от повседневности, мучимого видениями и гениальными прозрениями. Очевидно и другое: его завораживающая живопись воплотила в красках провозглашенные символистами «музыкальные начала» мировой гармонии. «Музыка» его полотен соткана с помощью изысканных приемов. Образы Врубеля дробятся на многочисленные грани, осколки, мелкие плоскости. Резкий, ломающийся штрих, совмещение нескольких планов предметов и образов, расчленение их объемов превращают картину в своеобразный объемно-плоский узор. Положенные рядом мазки, словно музыкальные созвучия, имеют и собственные «голоса», и одновременно сливаются с другими « голосами» в мощное звучание «симфонических» красок.

В1884 г. никому не известный молодой Врубель создал прекрасные композиции к реставрируемой Кирилловской церкви в Киеве, сумев передать в них глубокую духовность и внеземную сущность персонажей Священной истории. К сожалению, остались в эскизах иконописные шедевры мастера, предназначенные для киевского Владимирского собора (1887).

Публика заметила Врубеля лишь в1896 г. после демонстрации больших панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Уже в то время мастер был «болен» образом Демона, которого современники считали «вещим сном художника о самом себе». Действительно, во Врублевском падшем ангеле сошлись Лермонтовский «дух Изгнанья» и романтические мечтания самого художника. Вслед за юным «Демоном сидящим» (1890) появились и другие варианты. Незавершенное панно «Демон летящий» (1899) и «Демон поверженный» (1902). К поздним шедеврам Врубеля относятся: Тины «Царевна-лебеды», «К ночи» (обе 1900), «Шестикрылый Серафим» (1904).

 

© 2012, Мировая культура.