Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Художники > Николай Николаевич Ге

Николай Николаевич Ге

Голгофа (Николай Николаевич Ге)Николай Николаевич Ге (1831-1894) стал членом сообщества передвижников после возвращения из Италии, куда был послан по окончании Академии художеств. За пределами родины мастер написал свое знаменитое полотно «Тайная Вечеря» (1863), где традиционная для академической живописи тема предстает в неожиданном ракурсе — как жанрово-бытовая сцена. По выражению Ф.М. Достоевского, в картине дана «обыкновенная ссора обыкновенных людей». Впрочем, именно эта «обыкновенность» пришлась по вкусу демократически настроенной российской публике, ценившей в те годы обыденность выше возвышенности, а правду житейских ситуаций выше сложной философичности.

Еще больший успех имела картина Ге «Петр 1 допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871). В историческом факте борьбы за власть художник увидел прежде всего возможность показать психологически напряженную сцену столкновения двух разных личностей и противоположных жизненных позиций. Ге никогда не придавал особого значения точной передаче исторических событий. Даже в евангельских сюжетах («Что есть истина? Христос и Пилат» , 1890; «Голгофа», 1892 и др.) его волнует, прежде всего, современное звучание «вечных» тем и образов. Отказавшись от академических канонов, художник наполняет свои полотна экспрессивной взволнованностью, пробуждающей чувство сострадания к Иисусу Христу — невинной жертве, — принявшему смерть во имя торжества высокой идеи.

Устремленность русского классического искусства к воплощению жизненной правды способствовала расцвету жанровой живописи. Поразительна широта, с которой художники охватили и запечатлели тогдашнюю действительность! В пестрой, многоцветной панораме русской жизни, людских нравов, трагических и комических житейских ситуаций выделяются образы крестьян — длиннобородых, в лаптях мужиков, повязанных пестрыми платками, в мешковатых одеждах баб, разоренных, с котомками за плечами бедняков, плохо одетых, но веселых ребятишек, прозябающих в городе выходцев из деревни: дворников, кочегаров, сторожей, бурлаков… Не менее достоверны и красочны изображения городского люда: важных купцов, дородных купчих, пышных купеческих дочек, приживалок, свах, ветреных модниц, гуляк, священнослужителей, чиновников… Русские художники не были «копировщиками действительности», безучастными к тому, что происходит вокруг. Не ограничиваясь ролью сторонних наблюдателей, они стремились выразить думы и чаяния народа, его надежды на лучшее будущее.

© 2012, Мировая культура.