Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Художники > Поль Сезанн

Поль Сезанн

Натюрморт с морской раковиной и черными часами (Поль Сезанн)Жизнь многих поэтов-символистов сложилась неудачно: большинство из них не получили признания в своем отечестве (так, Верлен — некоронованный «король» символистов — жил, как нищий, спивался, опускался и умер на больничной койке в полном одиночестве). Некогда «ругательный» термин «декадентство» со временем вышел из употребления, однако открытия символистов в сфере «новой реальности» не пропали втуне. Усилиями бунтарки настроенных творцов в разных странах сложился мощный пласт европейской художественной культуры ХХ в., получивший название модернизм.

Предтечей модернизма в живописи стал постимпрессионизм. Мастера, которых сегодня именуют постимпрессионистами, не имели общей декларативной программы. Их объединяло только отношение к импрессионизму, своему «прародителю », из источника которого каждый художник почерпнул важные для себя творческие идеи.

Поль Сезанн (1839-1906) жил в Провансе замкнутой жизнью отшельника, и со временем его имя обросло многочисленными легендами. Лишь в 1895 г. торговец картинами уговорил мастера послать свои работы на столичную выставку. 150 полотен Сезанна потрясли парижан. Он сразу был признан вождем нового поколения живописцев. Сезанн не стремился к «дематериализации действительности», как многие его современники-символисты. Однако реализм тоже был чужд художнику, воспринимавшему мир сквозь призму чистых красок и простых форм. Чуждый всяким декларациям и теориям, Сезанн тем не менее оставил несколько замечаний относительно своего метода:

«Все в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра, надо учиться писать на этих простых фигурах, и, если вы научитесь владеть этими формами, вы сделаете все, что захотите. Нельзя отделять рисунок от красок, нужно рисовать по мере того, как пишете, и чем гармоничнее становятся краски, тем точнее делается рисунок».

Сезанн избегал картин со сложными сюжетами. Чаще всего художник писал портреты друзей, автопортреты, натюрморты. Более всего он был озабочен пластическим богатством предметов и их цветовыми соотношениями. Так, в эрмитажном полотне «Натюрморт с драпировкой» (1899) ясно противопоставлены три элемента — фрукты, полотняная скатерть и изломанная четкими складками штора. Один из самых выразительных образов Сезанна — «Портрет мадам Сезанн в оранжерее» (1891). Пространство в этой картине создается с помощью цвета, органично совпадающего с благородным душевным складом изображенной женщины. Прием абстрагирования от реальности, найденные Полем Сезанном, позднее был развит его многочисленными последователями.

© 2012, Мировая культура.