Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Художники > Василий Иванович Суриков

Василий Иванович Суриков

Взятие снежного городка (Василий Иванович Суриков)Выдающиеся достижения русской исторической живописи связаны с искусством Василия Ивановича Сурикова (1848-1916). Сибиряк по рождению, художник прекрасно представлял патриархальные идеалы, формирующие из века в век мировоззрение русского народа. Три выдающихся полотна Сурикова передают переломные моменты истории допетровской, петровской и послепетровской эпох.

Первая картина — «Утро стрелецкой казни» (1881). В ней, следуя традициям «хоровой» композиции, художник воспроизводит жизнь разномастной толпы, разделенной на два противостоящих лагеря. Один олицетворяет «Русь уходящую», допетровскую. Второй лишь намечен, хотя победа в социальном конфликте принадлежит именно ему подчиненным Петру регулярным войскам. Пестрое скопление охваченного ужасом народа изображено на фоне древнего собора Василия Блаженного. Лучи восходящего солнца, пробивающиеся из-за горизонта, заставляют вспомнить знаменитое оркестровое вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере М.П. Мусоргского «Хованщина».

Вторая картина — «Меншиков в Березове» (1883) — своеобразный групповой портрет, в центре которого знаменитый сподвижник Петра I, некогда всесильный «полудержавный властелин». Создавая это полотно, Суриков сознательно отступил от некоторых исторических данных. Так, он изобразил «орла Петрова» и его дочерей в дорогих туалетах, хотя известно, что при аресте у семьи отобрали буквально все. Но эта «вольность» дала художнику возможность подчеркнуть трагедию богатейшего человека России, оказавшегося на старости лет в промерзлой избе наедине со своими тягостными думами.

Вершиной исторической живописи Сурикова по праву считается картина «Боярыня Морозова» (1887). Образ ярой раскольницы позволил художнику вновь вернуться к теме «Руси уходящей». Героиня полотна, защищающая идеи старообрядцев, пугает своим фанатизмом. Аскетичная, изможденная, одетая в черное боярыня Морозова резко контрастирует с окружающей ее разномастной толпой. Она не встречает поддержки у большинства людей, а вызывает скорее любопытство и жалость.

В 90-е гг. Суриков, как и многие другие «шестидесятники», освобождается от трагического восприятия народной жизни. В его творчестве начинают преобладать темы, раскрывающие бесконфликтные бытовые ситуации («Взятие снежного городка», 1891) или исторические сюжеты («Покорение Сибири Ермаком», 1895; «Переход Суворова через Альпы», 1899). Последняя крупная работа мастера — «Степан Разин» (1907), декоративность и поэтический настрой которой соответствуют уже наступившему «серебряному веку», привнесшему в живопись много нового.

© 2012, Мировая культура.