Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Художники > Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов

Майские цветы (Виктор Борисов-Мусатов)Крупным мастером русской живописи «серебряного века» был Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905). Становление художника протекало в значительной мере под влиянием французского импрессионизма. Он был восхищен световоздушными эффектами этого стиля, дающими возможность запечатлеть на холсте ускользающие сиюминутные мгновенья. Но по мере творческого роста живопись Борисова-Мусатова все более уверенно включается в русскую культуру, в ее символистскую сферу.

Для манеры Борисова-Мусатова характерна утонченная, чуть приглушенная красочная гамма, близкая пастели. Мастер умело соединял принципы пленэрного письма, характерного для импрессионизма, с декоративностью, приближающей его работы к панно («Автопортрет с сестрой»). Наиболее известное полотно Борисова-Мусатова — «Водоем» (1902). В нем очевидны признаки пейзажной живописи — гладь озера, отраженное в нем небо, застывшие в неподвижности фигуры людей. Но по мере постижения смысла этого непорочного произведения начинаешь понимать, что мир полотна, по сути, «антипейзажен», а его образы нарочито отгорожены от реальности, от жизни. Изображение, исполненное таинственной символики, словно пребывает вне времени и пространства. И если монументальные космические полотна Врубеля можно сравнить с грандиозной симфонией, то картины Борисова-Мусатова скорее напоминают камерные музыкальные жанры, условный «музыкальный строй» которых обращен к столь ценимой символистами «вечной красоте» («Осенний мотив», 1899; «Девушка на балконе», 1900).

В1884 г. никому не известный молодой Врубель создал прекрасные композиции к реставрируемой Кирилловской церкви в Киеве, сумев передать в них глубокую духовность и внеземную сущность персонажей Священной истории. К сожалению, остались в эскизах иконописные шедевры мастера, предназначенные для киевского Владимирского собора (1887).

Публика заметила Врубеля лишь в1896 г. после демонстрации больших панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Уже в то время мастер был «болен» образом Демона, которого современники считали «вещим сном художника о самом себе». Действительно, во Врублевском падшем ангеле сошлись Лермонтовский «дух Изгнанья» и романтические мечтания самого художника. Вслед за юным «Демоном сидящим» (1890) появились и другие варианты. Незавершенное панно «Демон летящий» (1899) и «Демон поверженный» (1902). К поздним шедеврам Врубеля относятся: Тины «Царевна-лебеды», «К ночи» (обе 1900), «Шестикрылый Серафим» (1904).

© 2013, Мировая культура.