Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Композиторы > Альбан Берг

Альбан Берг

Альбан БергПоследовательным учеником и сторонником идей Шёнберга был Альбан Берг (1885-1935). Ему принадлежат всего 13 опусов и сочинений, но среди них немало музыки, вошедшей в золотой фонд мировой художественной культуры: опера «Воццек», Концерт для скрипки с оркестром, Камерный концерт для скрипки, фортепиано и 13 духовых инструментов.

Берг родился в Вене в семье коммерсанта, который не задумывался о музыкальном образовании сына. Переломным моментом его биографии стали знакомство и занятия с А. Шёнбергом, открывшим в Берге огромную одаренность. Первая мировая война первоначально вызвала у молодого композитора взрыв патриотизма: он ушел добровольцем в армию. Однако военная реальность быстро уничтожила всякие иллюзии: Берг постиг «изнанку войны», возненавидел убийство и насилие. Под влиянием этих настроений композитор пишет оперу «Воццек», взяв за основу пьесу Г. Бюхнера.

Сочинение Бюхнера, немецкого писателя начала XIX в., связано с его личными впечатлениями от громкого уголовного дела: бедный парикмахер по имени Иоганн Войцек в порыве ревности убил свою жену. Мытарства реального простого человека, познавшего голод, холод, безденежье, отчаяние, получили в драме силу художественного обобщения. Однако состраданию к ближнему в пьесе почти не было места. Это уловил Берг, превратив свое сочинение в чудовищно — гротесковую картину мучения человека, в напряженное ожидание страшной трагедии. Его персонаж, названный в опере Воццеком, — слабая, затравленная личность, вырванная из привычного круга жизненных представлений и отверженная всеми. Он подобен многим «маленьким» людям, блестяще представленным в фильмах Чарли Чаплина «Золотая лихорадка», «Огни большого города», «Новые времена» и др. Учитывая необычность сюжета, который следовало воплотить в музыке, Берг полностью отказался от традиционных оперных номеров, заменив арии монологами, а дуэты диалогами. Музыка «Воццека» соткана из острых диссонирующих звучаний, передающих эмоции, душевную борьбу и глубокую боль. Герои оперы говорит на разных «музыкальных языках»: песенном, декламационном и так называемом Sprechstimme — ритмической декламации, фиксирующей особые разговорные эффекты: кашель, фальцет, смех и др.

Финал оперы исполнен глубокого философского смысла. На сцене уже нет ни погибшего в болотной трясине Воццека, ни убитой им Мари. Их место заняли дети, беззаботно увлеченные своими играми. Один из них кричит осиротевшему ребенку Мари: «Ты! Твоя мать мертва». Но разве может понять смысл этих страшных слов трехлетний малыш? Напомнив о детях, композитор дает людям надежду на более доброе «завтра», и в этом он оказался гораздо выше и гуманнее экспрессионистской традиции.

© 2012, Мировая культура.