Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Композиторы > Александр Николаевич Скрябин

Александр Николаевич Скрябин

Александр Николаевич СкрябинЗреющий кризис символизма в культуре «серебряного века» наметился к 1910 г. Но в финале это направление обрело свою кульминацию — музыку Александра Николаевича Скрябина (1871-1915). Подобно многим другим творцам «русского духовно-культурного ренессанса» Скрябин обладал обновленным мироощущением и не искал опоры в художественном опыте своих непосредственных предшественников. Ему были совершенно чужды взгляды композиторов «Могучей кучи» и Чайковского. Вместе с тем музыка Скрябина глубоко национальна, поскольку в ней отразилось традиционное русское богоискательство, преломленное сквозь призму духовных идеалов интеллигенции «серебряного века». В ее звуках — страстное неистовство чувств гения, уверовавшего в свою особую миссию на Земле.

Воплощение различных состояний человеческого духа, неосознанных импульсивных порывов и чувственных томлений — один из главных образов музыки Скрябина. Пытаясь передать то, что выходит за рамки предметного мира и обыденной жизни, композитор двигался как бы «на ощупь», шаг за шагом фиксируя собственные изменчивые, трудноуловимые и не поддающиеся рациональному анализу духовные ощущения. Поэтому его сочинения отличаются изощренностью ритмики, гармоническими «блужданиями» образами, словно подернутыми дымкой.

Из всех философских идей Скрябина самой важной является мысль о божественной силе творчества и о художнике-теурге, ведущем человечество к счастью. Он направил всю мощь своего гения на поиски конкретного воплощения «Мистерии» — акта космического преображения человеческого духа с помощью искусства. «Мистерия» была задумана Скрябиным как грандиозный соборный спектакль (своего рода храмовая служба), в котором участвует все человечество. Ее контуры вырисовывались в сознании композитора свыше десяти лет. Начальный вариант этого сочинения носит название «Предварительное действо» (музыка сохранилась лишь в отрывках). Не будет преувеличением считать, что другие его сочинения были своего рода вехами на пути к «Мистерии», которая так и не была создана.

Победа духа над материальностью была для композитора не только философской, но и конкретной творческой установкой, которую он реализовал достаточно последовательно в большинстве своих крупных симфонических произведений. Среди них выдающимся творением является третья симфония («Божественная поэма»), созданная в 1904г. В симфонии три части: «Борьба», «Наслаждение», «Божественная игра». В названии сочинения содержится намек на поэму Данте «Божественная комедия». Думается, что это не случайно. Ведь именно Данте открыл в искусстве раннего европейского Возрождения страницу, повествующую о силе людского разума. Музыка Скрябина воспевает человека- творца, богоподобное существо, способное мощью своего «я» преображать Вселенную.

«Прометей» («Поэма огня») — одночастное симфоническое произведение. Оно было написано в1910 г. для большого симфонического оркестра, фортепиано с органом, хором и световой клавиатурой, что предвосхитило появление еще не существующего «светового инструмента». Новый инструмент (обозначен в партитуре словом luce — свет), по замыслу композитора, должен был пускать в концертный зал особые цветные волны, соответствующие акустической природе звуков.

В основу «Поэмы огня» положен миф о Прометее, похитившем на Олимпе огонь и подарившем его людям. В отместку боги навеки приковали его к скале, где большой орел терзает печень титана.

Впрочем, сюжет мифа не нашел конкретного отражения в музыке, поскольку Скрябин трактовал древнее предание в духе символистской логики. Для него Прометей не столько мифологический персонаж, сколько символ активной энергии Вселенной, принцип вечного движения жизни, закон творчества и одновременно огненная стихия, которую композитор ассоциировал с демоническими силами. Известно высказывание Скрябина: «Сатана — это дрожжи Вселенной», и в этом отношении музыка поэмы родственна демоническим образам Врубеля.

Музыкальное наследие композитора не ограничено симфонической музыкой. Важнейшей частью его творчества были фортепианные сочинения — сонаты, прелюдии, этюды, мазурки, поэмы с программными названиями. К популярным пьесам Скрябина относится Этюд, сочинений, мятежный образ которого позволил современникам назвать его «Революционным».

В1903 г. Композитор написал «Две поэмы» опус 32, где воплотились важнейшие сферы его музыки — причудливо-утонченное томление духа и энергичный взрыв, утверждение творческого «я». Зыбкие ласкающие звуки первой поэмы сменяются «трубными гласами» и победными интонациями во второй пьесе.

«Эпохой Скрябина» завершается в русской культуре «серебряного века» всплеск символизма. Все явственнее были слышны раскаты революционных гроз, и по мере их приближения более актуальными становились средства художественной выразительности, цель которых — опровергнуть все традиции во имя надвигающихся перемен. О русском авангарде постараюсь рассказать в следующей своей статье или в самое ближайшее время.

© 2013, Мировая культура.