Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Композиторы > Арнольд Шёнберг

Арнольд Шёнберг

Арнольд ШёнбергБунт против абсурдности мира, иррациональные состояния души, пораженной страхом и отчаянием, — все это ярко и глубоко воплотило музыкальное искусство экспрессионизма. Развитие этого направления в музыке связано с так называемой «нововенской» композиторской школой, представленной именами Шёнберга, Берга и Веберна.

Арнольд Шёнберг (1874-1908) родился в Вене в еврейской семье. Он не получил систематического музыкального образования и долгое время добивался признания. Упорный труд и общение в профессиональной среде сделали из Шёнберга образованного музыканта — теоретика: в1911 г. он издал в Вене «Учение о гармонии, и эта книга на долгое время стала основным учебным пособием для нескольких поколений музыкантов.

Языком экспрессионизма музыка Шёнберга заговорила в монодраме! «Ожидание» (1909), написанной на основе прозаического текста австрийской писательницы М. Папенхейм. Само название этого сочинения символично: тема ожидания ужасных событий, которые рано или поздно должны произойти, была одной из главных в искусстве экспрессионизма. Обратим внимание: с романтически очаровательного ожидания счастья, характерного для музыки XIX в. в произведениях Шёнберга словно спала лирическая оболочка. Оно стало мучительным кошмаром, душевной болезнью, запрограммированным движением к смерти. Как писал исследователь музыкального экспрессионизма М.Е. Тараканов, «наследуя романтике, экспрессионисты устранили даже следы романтизации. Это все равно, что вынуть из романтической традиции ее живую душу».

Женщина, измученная трехдневным отсутствием возлюбленного, бежит по ночному лесу в состоянии безотчетного страха, предчувствуя беду, пугаясь даже лунного света. Она приближается к одинокому заколоченному дому и наталкивается на мертвое тело И это любимый ею человек. Таков сюжет монодрамы «Ожидание». В нем, по сути, нет никакого действия, все сосредоточено вокруг переживаний героини, ее зрительных и слуховых галлюцинаций. Монодрама состоит из четырех сцен, которые, сменяя одна другую, идут без перерыва. Шёнберг полностью подчинил вокальную партию героини выразительности полного напряженности текста. Мелодическая линия состоит из кратких мотивов, постоянно прерываемых паузами, передающими тяжелое дыхание несчастной женщины. В музыке преобладают то угнетенно — пессимистические, то крикливо-лихорадочные интонации.

После Первой мировой войны Шёнберг активно работает над своей новой системой композиторской техники — додекафонией, принесшей ему мировую известность. Он предложил композиторам полностью отказаться от привычной организации музыки в пользу так называемых серийных композиций. Серия — это сочетание 12 неповторяющихся тонов, откуда и произошло название «додекафонию>. Изложив серию в начале сочинения, композитор далее с помощью различных приемов комбинирует эти звуки, не слишком задумываясь о тех «духовных откровениях», К которым ранее стремил ось музыкальное искусство. Неслучайно среди творцов ХХ в. система Шёнберга, ввергавшая музыку в жесткие умозрительные звучности и строгий математический расчет, встретила больше противников, нежели сторонников. В будущем додекафония стала не основным, как предполагал ее создатель, но лишь одним из многих способов музыкальной композиции.

После прихода к власти германских нацистов Шёнберг эмигрирует во Францию, а затем в США. Среди последних его сочинений наибольший резонанс у слушателей вызвала кантата « Уцелевший из Варшавы» — отклик композитора на уничтожение евреев в варшавском гетто. В музыке звучит протест против насилия и смерти. Само сочинение воспринимается как страстная антивоенная обвинительная речь и приговор нацизму. Кантата написана для хора (мужские голоса), оркестра и чтеца. Повествование идет «от первого лица» — свидетеля событий, случайно избежавшего смерти. В сочинении перемелются воспоминания-галлюцинации бывшего узника концлагеря с реальными сценами жизни тех страшных лет. Заканчивается музыка молитвой. Это кульминационная вершина кантаты.

© 2012, Мировая культура.

Как защитить свой автомобиль? Читать далее на modavt.ru. Сайт для тех, кому лень ходить пешком.