Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Композиторы > Артур Онеггер

Артур Онеггер

Артур ОнеггерХудожник-мыслитель — таким предстает Артур Онеггер (1892-1955), выдающийся французский композитор, публицист, общественный деятель. Его наследие охватывает практически все музыкальные жанры. Свое предназначение Онеггер видел в том, чтобы создавать музыку, «помогающую людям жить».

Признание пришло к Онеггеру в начале 20-х гг., когда в репертуар оркестров вошли его симфонические сочинения, а со сцены прозвучали оратории «Царь Давид», «Юдифь», музыкальная трагедия «Антигона». Бурю эмоций у парижских снобов вызвало исполнение симфонической пьесы Онеггера «Пасифик-231» (1923), где главным «героем» является … паровоз. В музыке слышны то звуки пара, вырывающегося из котла, то перестук колес, то скрежет машин, рождающих динамику движения. Создавая это ярко урбанистическое сочинение, композитор отдал дань восхищения творению рук человеческих и продемонстрировал мастерство владения оркестровыми тембрами и красками.

Нерасторжимость прошлого, настоящего и вечного — тема, которая всегда волновала Онеггера, склонного к философским обобщениям в крупных музыкальных композициях. Такова его оратория «Жанна д’Арк на костре» (1935), написанная на основе вдохновенной поэзии Поля Клоделя. Идея создания оратории с элементами театрального действа принадлежит Иде Рубинштейн. 3наменитая балерина предложила Клоделю и Онеггеру воссоздать образ Орлеанской девы в жанре мистерии — религиозно-театрального представления, распространенного в эпоху Средневековья. Композитор старательно изучил исторические хроники и нашел оригинальный поворот сюжета. Он показал народную героиню Франции в момент ее гибели, когда волею небесных сил перед мысленным взором страдающей Жанны проходит вся ее жизнь.

Среди оркестровых произведений Онеггера самым совершенным по праву считается Третья, «Литургическая» симфония (1946). Исполненная трагизма и светлых надежд музыка навеяна настроениями поколения, пережившего Вторую мировую войну. Трем частям симфонического цикла композитор предпослал заголовки, взятые из заупокойной католической мессы: «Dies irae» («День гнева»), «De profundis clamavi» («Из бездны взываю к тебе, Господи»), «Dona nobis pacenl» («Даруй нам мир»). Замысел «Литургической симфонии» раскрыт самим автором в достаточно подробных комментариях. Онеггер писал, что его сочинение — это драма, где есть «три действующих лица» Горе, Счастье и Человек. В первой части показан ужас народа перед лицом насилия и смерти. Ее заключительные звуки — образ птицы, которая не поет, а плачет. Вторая часть — полное боли размышление — молитва. В финале властвуют образы жестокости и насилия, олицетворяющие «расправу зверей над духовными ценностями». Но постепенно облака рассеиваются, и «птица мира парит над симфонией, как голубь мира — над бесконечностью моря».

© 2014, Мировая культура.