Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Композиторы > Густав Малер

Густав Малер

Густав МалерМузыкальная жизнь ХХ столетия — богатейшая панорама самых разных, порой взаимоисключающих явлений: жанров, стилей, творческих и исполнительских школ. Никогда ранее язык, на котором заговорили профессиональные композиторы в сфере академической музыки, не был столь сложным для слушательского восприятия, столь непохожим на сочинения предшествующих эпох. Никогда ранее традиционная опера, симфония, соната или романс не противостояли развлекательной музыке, ее массовым жанрам (року, джазу, бардовской песне и др.). Но и в недрах «серьезного» музыкального искусства, так же как в литературе, живописи или театре, возникали противоречия между стремлением к новаторству — изобретению новых средств композиторской техники — и желанием сохранить суть музыки, готовой, по словам П.И. Чайковского, (трос то и непосредственно говорить о том, ч-то у меня на душе».

Изучая эту тему, мы обратимся к портретам тех композиторов, чье творчество определило облик европейской музыкальной культуры ХХ в. Наряду с этим попытаемся понять: в чем же причина столь резкого размежевания академической музыки и тех «легких» эстрадных сочинений, что заполонили культурное пространство, завоевав любовь миллионов людей во всем мире?

Вернемся к истокам пути, по которому шли композиторы ХХ в.

В поисках звучностей, соответствующих времени военных катаклизмов и научно-технических озарений, кризису гуманистических идеалов и прорыву к тайнам космоса, безудержному уничтожению природы и чуду компьютеризации.

Как мы уже знаем, предчувствие надвигающейся военной катастрофы и чувство бессилия человека перед ее неизбежностью в начале ХХ в. нашло отражение в творчестве композиторов Австрии (сочинения Шёнберга, Берга и др.) Не менее яркий отклик тревожные ожидания предвоенного времени получили в музыке крупнейшего австрийского симфониста Густава Малера (1860-1911). Малер умер за три года до рокового сараевского выстрела, послужившего сигналом

к началу мировой бойни. Но его музыкальное наследие свидетельствует о поразительной способности композитора предсказать глубокий духовный кризис, в котором окажется европейское общество, оставшееся один на один с разверзнувшейся бездной зла, насилия и смерти в тот момент, когда начался «настоящий ХХ век». Д.Д. Шостакович, испытавший огромное влияние симфонизма Малера и высоко ценивший его сочинения, писал:

«Малер понимал высокое значение музыки. Он проникал в самые сокровенные тайники человеческого сознания, его волновали самые высокие мировые идеалы. Гуманизм, неукротимый темперамент, горячая любовь к людям в соединении с изумительной композиторской одаренностью помогли Малеру создать его симфонии, Песни странствующего подмастерья, Песни об умерших детях, грандиозную Песнь о земле. Он близок нам своим гуманизмом, своей народностью…».

Трагическое детство, нищая юность композитора, его страстное желание помочь униженным и оскорбленным, противление всему тому, что калечит человеческие души, — все это сформировало неповторимый стиль малеровской музыки. Ее ведущими жанрами были песня и симфония.

Отношение композитора к жанру симфонии выражено в его словах:

 « … Симфонии исчерпывают содержание всей моей жизни; я вложил в них все, что испытал и выстрадал, это поэзия и правда в звуках».

Малером создано девять монументальных симфонических полотен (Десятая симфония осталась незавершенной). В каждой из его симфоний есть главная идея, пронизывающая все сочинение. За сложнейшими многозначными образами Малера всегда кроются вполне конкретные жизненные смыслы, музыка искренне повествует о том, что реально пережито автором. Его герой терпит поражение при столкновении с пошлостью и цинизмом. В этом композитор видел горькую истину жизни.

Излюбленный малеровский образ — «трагическая ирония», гротесковое издевательство над лицемерием чувств, смех сквозь слезы. Такова третья часть его Первой симфонии. Композитор назвал ее «Траурным маршем в манере Колло»: лесное зверье хоронит охотника, проливая потоки фальшивых слез и устраивая шумные, граничащие с праздником поминки. В основу траурного марша положена развеселая детская песенка «Братец Яков», перенесенная из бодрого мажора в соответствующий случаю печальный минор. Искаженная в процессе развития до неузнаваемости, она передает состояние граничащего с безумием притворства.

Мотивом прощания с земным бытием завершается одно из последних творений мастера — «Песнь о земле» для солистов и симфонического оркестра. Оно создано на основе поэзии средневековых китайских авторов династии Тан (VIII в. Ли Бо, Ван Вэя и Мэн Хао-Жаня) в свободном переводе Ганса Бегге. Композитору удалось передать глубину философского смысла древних текстов, соединивших мысли о красотах вечного мира с раздумьями о тщете и быстротечности человеческой жизни.

К концу 20-х гг. в европейском музыкальном искусстве неожиданно проявилась « маятниковая закономерность »: вслед за тотальным новаторством и крайностями додекафонии последовало возвращение к более умеренному стилю, к «повторению пройденного».

© 2014, Мировая культура.