Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Композиторы > Игорь Федорович Стравинский

Игорь Федорович Стравинский

Игорь Федорович СтравинскийИгорь Федорович Стравинский (1882-1971) был, пожалуй, самым крупным открытием Дягилева. Сын известного певца, солиста Мариинской оперы Федора Стравинского, он прожил долгую жизнь, большая часть которой протекала вне России, в Европе и США. Его первые сочинения относятся к 1909 Г., последнее же произведение было завершено в 1968 г. Композитор считается классиком ХХ в.

В развитии музыкальных способностей Стравинского немаловажную роль сыграл Н.А. Римский-Корсаков. Под его руководством состоялись первые сочинения молодого автора, где чувствуется влияние музыки учителя. Однако подлинным «духовным отцом» Стравинского все же следует признать Дягилева. Именно он обратил внимание на уникальную одаренность начинающего композитора, направил его внимание в балетную сферу, пестовал и пропагандировал его сочинения.

Премьера первого балета Стравинского «Жар-птица» состоялась в «Русских сезонах» в Париже весной 1910 г. и принесла композитоору раннюю славу. Музыка балета создавалась на уже готовое либретто, написанное хореографом М.М. Фокиным при участии художников А.Н. Бенуа и А.Я. Головина. В основу сюжета положены мотивы русских народных сказок о Жар-птице и Кощее Бессмертном. Стравинский живо интересовался живописью, скульптурой, архитектурой, и поэтому задача создания синтетического балета вполне совпадала с его творческими установками. Жар-птица, ожившая в балете Стравинского, являла собой символ вечной красоты и гармонии. На музыку, насыщенную пряными красками, оказали влияние невиданной роскоши декорации, сделанные по эскизам художников А.Я. Головина и Л.С. Бакста. Балет был наречен в Париже «русским чудом», а новый этап в развитии театрального искусства стали именовать «эрой Дягилева».

В полной мере дар Стравинского раскрылся в музыке к балету «Петрушка» (1911). Сценарий сочинил сам композитор, взяв в помощники А.Н. Бенуа, который также сделал эскизы костюмов и декораций. В качестве балетмейстера выступил М.М. Фокин. Образ Петрушки с блеском воплотил В.Ф. Нижинский. Премьера в Париже прошла с грандиозным успехом.

Содержание балета очень простое. Основа сюжета — банальный любовный треугольник. Петрушка, ярмарочная кукла, влюблен в балерину, он ревнив и очень страдает; Арап — его счастливый соперник, он туповат, зол, но богат; кукла Балерина, красивая холодная кокетка, заигрывает с экзотическим Арапом, который в конце концов в приступе бешенства убивает недотепу Петрушку. Вся эта незамысловатая и печальная история вставлена во «всамделишную» жизнь — картину народных гуляний на Масленой неделе. Итак, в балете две образные сферы — кукольная и людская. Подобное противопоставление фантастики и действительности не раз встречалось в русской музыке. Однако в «Петрушке» эти сферы соотносятся в духе « мирискусников» люди с их ярмарочной жизнью кажутся театральной фантазией, а куклы живыми, наделенными настоящими чувствами и эмоциями. С образом Петрушки в русскую музыку вошел необычный герой — эксцентричный и одновременно романтичный. Темы Петрушки построены на фанфарно-победных, задиристых мотивах и кратких интонациях-стонах, воплощающих любовные страдания неудачника.

«Людские» сцены балета — гудящее красочное месиво звуков, рисующих разноцветную, пьяную, гуляющую толпу. Композитор был захвачен возможностью передать в звуках широту, пестроту, бесшабашность гуляющей Руси, красочность «карнавального» мира ярмарки — расписных подносов, лубочных поделок, пестрой одежды молодых баб. На фоне «гармошечных» наигрышей вдруг звучат знакомые мелодии — «Вдоль по Питерской», «Ах вы, сени … » и другие.

Следующий балет Стравинского, «Весна священная», отличался декларативной новизной. В нем также нет сложного сюжета; все действие разворачивается вокруг старинного языческого обряда жертвоприношения девушки в честь наступающей весны и солнечного божества. Величественный дух седой древности стимулировал композитора к поиску необычных, ранее не встречавшихся в музыке средств выразительности. Его музыкальный язык становится небывало сложным. Темы «Весны священной» почти лишены распевности и напоминают краткие языческие «заклички» . Остро звучащие, диссонирующие гармонии углубляют образ жестокой первородной стихии, властвующей над человеком.

Парижская премьера «Весны священной» в 1913 г. закончилась полным провалом. Звуки музыки с первых же тактов были заглушены свистом и улюлюканьем. Выслушать «Весну» от начала до конца публика соизволила лишь годом позже, да и то в концертном исполнении. На этот раз композитор наконец-то заслужил овации и хвалебную прессу.

Зрелое творчество Стравинского протекало в эмиграции: после событий 1917 г. он не вернулся в Россию. Последующие его сочинения, написанные за рубежом, нередко отвечали русской теме ( «Свадебка», «История солдата», «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» и др.).

Художественная культура «серебряного века» насыщена не только жаждой новаторства. Есть в ней особая трепетная струя, рожденная на ниве традиционного для русских поэтов, художников, композиторов возвышенного чувства любви к России. Тема Родины стала важнейшей в творчестве последних русских романтиков. Она звучит во многих ставших хрестоматийными сочинениях А.А. Блока, Ф.К. Сологуба и других поэтов. Не повторяя общеизвестного, приведем в качестве примера сильные и яркие строки стихотворения «Родине», написанного А. Белым в 1917 г., где поэт выразил представления о мессианской судьбе русского народа:

Рыдай, буревая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия, -
Безумствуй, сжигая меня!

В твои роковые разрухи,
В глухие твои глубины,-
Струят крылорукие духи
Свои светозарные сны.
Не плачьте: склоните колени
Туда — в ураганы огней,
В грома серафических пений
В потоки космических дней!

Сухие пустыни позора,
Моря неизливные слез -
Лучом безглагольного взора
Согреет сошедший Христос.
Пусть в небе — и кольца Сатурна,
И млечных путей серебро, -
Кипи фосфорически бурно,
Земли огневое ядро!

И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия-
Мессия грядущего дня!

© 2013, Мировая культура.