Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Композиторы > Карл Орф

Карл Орф

Карл ОрфДругой выдающийся немецкий композитор Карл Орф (1895-1982) вошел в историю художественной культуры ХХ в. не только как творец новой музыки, но и как педагог, создатель оригинальной системы детского музыкального воспитания. Орф полагал, что музыкальные занятия с ребенком должны носить творческий характер и начинаться с импровизации на специально сконструированных инструментах: ксилофоне, металлофоне, стеклофоне, бубенчиках, тамбурине и др. Активизировать развитие ребенка помогают движение, танец, ритмически организованная речь, раскрывающие природную музыкальность, заложенную в человеке. В 1950-1954 гг. Орф издал основанный на фольклоре сборник «Музыка для детей» «Шульверк»), утвердив этой публикацией основные положения своей педагогической теории. В 1963 г. композитор открыл в городе Зальцбурге, на родине Моцарта, Институт Карла Орфа, который стал одним из ведущих европейских центров детского музыкального воспитания.

Композиторский путь Орфа был долгим и плодотворным. Почти все написанные им крупные сочинения так или иначе связаны с театром. Орф любил синтезировать различные формы театра, соединять музыку с декламацией и хореографией, вставлять авторские комментарии в основной текст, прерывая развитие действия. В одном из саамых ярких своих творений — сценической кантате «Кармина бурана» (1937, переводится как « Баварские песни» ) композитор выразительно прочитал в звуках поэзию средневековых вагантов1, написанную на старинном баварском диалекте.

Случайно обнаруженные в рукописном сборнике ХIII в., хранящемся в архиве одного из горных монастырей, песни вагантов были в

то время культурной сенсацией. Из 450 стихотворений, составивших рукопись, композитор отобрал 24 фрагмента и смонтировал их в три части кантаты под названиями «Раннею весной», «В таверне» и «Суд любви». Он был буквально заворожен красотой и естественностью средневековой поэзии, донесшей аромат картин народной жизни деревенских гуляний, игр, танцев, шум таверне … Все эти образы захватывающе темпераментно воплотила его музыка.

Крупнейшим центром музыкальной культуры Европы ХХ в. оставалась Франция. Здесь работали великолепные концертные залы и многочисленные театры, выступали знаменитости с мировыми именами, проходили фестивали и конкурсы!. Признание в столице Франции открывало музыканту дорогу на подмостки сцены любой страны. По сложившейся традиции в водовороте кипящей парижской жизни мирно сосуществовали и, наоборот, бурно конкурировали между собой разные творческие направления и содружества. Самым крупным из них в первой половине века была «Шестерка» — объединение молодых композиторов, сплоченных, можно сказать, волею случая.

История рождения «Шестерки» такова. В 1917 г. в Париже прошла премьера ярко новаторского балета «Парад» (музыка Эрика Сати, сценарий Жана Кокто, декорации Пабло Пикассо). Спектакль действительно был парадом крайних для тех лет модернистских направлений: кубизма, абстракционизма, футуризма, сюрреализма и др. Публика, взбудораженная эпатирующим зрелищем, восприняла балет как начало эры нового, антитрадиционного искусства. Постановка «Парада» подогрела интерес к творчеству так называемой «новой молодежи» — композиторов, вставших на путь эксперимента. В одном из концертов прозвучали сочинения А. Онеггера, Д. Мийо, Ф. Пуленка, Ж. Орика, Л. Дюрея, Ж. Тайфера. Их и нарекли «Шестеркой» по аналогии с «Пятеркой» (так принято на Западе называть нашу «Могучую кучку»). Неожиданное «объединение» действительно сблизило молодых французов, между ними установились творческие контакты, они основали свой журнал и даже совместно сочинили балет-пантомиму «Новобрачные на Эйфелевой башне». Вскоре ниспровергатели традиций заняли видное место в мировой художественной культуре.

© 2014, Мировая культура.