Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Композиторы > Михаил Иванович Глинка

Михаил Иванович Глинка

Михаил Иванович ГлинкаПерефразируя известные слова о Пушкине — «солнце русской поэзии», — Михаила Ивановича Глинку (1804-1857) часто называют «солнцем русской музыки». Его творчество, основанное на духовных традициях русской культуры, определило пути развития музыкального искусства России XIX в. Продолжая дело своих прямых предшественников, композиторов эпохи Просвещения (Березовского, Пашкевича, Фомина, Бортнянского и др.), Глинка возвысил русскую музыку до вершинных достижений мирового искусства, придал идее национального музыкального самовыражения общечеловеческий характер.

Композитор всегда был «вне политики», но все же события Отечественной войны 1812 г. и трагедия декабристов не могли не тронуть его сердце. Глинка считал своим высшим долгом возвеличить в музыке образ русского народа, показать его духовное богатство и лучшие нравственные качества. Идеалом красоты для композитора была русская народная песня. Широко известны его слова: «Создает музыку народ, а мы, художники, ее только аранжируем». Вслушиваясь с детства в родные напевы, композитор позднее обобщил их в своих сочинениях — операх, симфонических увертюрах, романсах. В народных песнях Глинка, подобно А.Н. Радищеву, услышал не только приятные слуху мелодии, но и воплощение внутреннего «я» нации.

Глинка родился в селе Новоспасское Смоленской губернии, и его детские годы протекали в провинции. Серьезно заниматься музыкой он стал, будучи учеником петербургского Благородного пансиона. В то время профессиональных музыкальных учебных заведений в России еще не было, и будущий композитор брал частные уроки у иностранных музыкантов, среди которых был и знаменитый фортепианный педагог Дж. Фильд. Одно время воспитателем Глинки был друг Пушкина В.К. Кюхельбекер.

Известность пришла к композитору в конце 20-х гг. с созданием романсов на стихи А.С. Пушкина. Мелодии Глинки («Не искушай», «Не пой, красавица, при мне» и др.) зазвучали во всех петербургских салонах. Но пришедшая слава не обольщала композитора — он понимал необходимость продолжения профессиональной учебы. Четыре года, проведенные Глинкой в Европе, и занятия со знаменитым берлинским педагогом З. Деном принесли свои плоды. Глинка вернулся в Россию зрелым музыкантом и приступил к сочинению оперы «Жизнь за царя» (сюжет был подсказан В.А. Жуковским, либретто создал «усердный литератор из немцев» барон Г.Ф. Розен).

Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября1836 г. Эта дата вошла в историю русской культуры как день рождения национальной музыкальной классики. Свою первую оперу Глинка назвал «отечественной, героико-трагической». Сочинение посвящено глубоко патриотической теме: герой гибнет, защищая Россию. В основу сюжета положен реальный исторический факт — подвиг костромского старосты Ивана Сусанина, спасшего ценой своей жизни царя Михаила Романова и его семью от расправы польских шляхтичей.

Идея народного подвига и беззаветной преданности Отчизне созвучна многим героико-патриотическим страницам отечественного искусства. До Глинки к трагическим событиям Смуты начала XVH в. обращались многие авторы, но ни одному из них не удалось, подобно Глинке, передать «сонастроенность» души простого крестьянина с теми глобальными историческими задачами, которые решала в то время Русь, расстающаяся со своим средневековым прошлым и уверенно глядящая в будущее. Образ Сусанина в музыке лишен какой бы то ни было искусственной значительности. Глинка, работая над оперой, сделал в плане сценария характерную пометку: «Роль Сусанина вообще написать как можно проще». Следуя этому замыслу, он наделил своего героя вполне реальными чертами, живыми человеческими чувствами. При этом образ Сусанина не утратил истинного нравственного величия и трагизма.

Народные сцены, обрамляющие оперу, поражают своей монументальностью и напоминают огромные старинные фрески. Шедевром эпилога является хор «Славься», выражающий чувство всенародного ликования и торжества победы над захватчиками.

Другая вершина творчества М.И. Глинки — опера «Руслан и Людмила». Ее премьера состоял ась ровно через шесть лет после премьеры «Жизни за царя», 27 ноября1842 г. В основу сюжета положена юношеская поэма Пушкина, вдохновленного образами древнерусских сказок и «преданий старины глубокой». Не меняя канвы пушкинского текста, Глинка внес в него некоторые изменения: снял налет шутливой иронии и наделил своих героев глубокими и сильными характерами. Полнее, чем в поэме, в опере показаны великолепие и пышность древнего Киева; и если у Пушкина описание княжеского пира занимает всего 17 строк, то у Глинки этот праздник стал грандиозной массовой сценой.

«Руслан и Людмила» — первая в русской музыке эпическая опера, созданная в традициях русских былин. Композитор не сталкивает, но сопоставляет силы действия (положительные герои, несущие добро и любовь) и силы противодействия (злая фантастика) на основе неспешного развертывания событий, запечатленных в законченных музыкальных картинах.

Оркестровое наследие Глинки невелико по объему. В ряду сочинений для симфонического оркестра — «Камаринская», «Арагонская хота», «Воспоминание о летней ночи в Мадриде», «Вальс-фантазия». И каждая из этих программных пьес является шедевром русского классического симфонизма.

© 2012, Мировая культура.