Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Композиторы > Модест Петрович Мусоргский

Модест Петрович Мусоргский

Модест Петрович Мусоргский«Мусорянин» — так называли соратники по «Могучей кучке» Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881) — гения музыкальной классики XIX в., наделенного потрясающим даром передавать в звуках людское горе, страдание, болезненное уродство, живописать такие характерные для русского человека контрастные «состояния души», как тихая покорность и мятежность, наивная вера и необузданное суеверие. Жизнь Мусоргского была полна скорбей и разочарований. Его музыка не нашла должного признания среди современников, и большая часть наследия композитора осталась неизвестной широкой публике. Новаторскую суть музыкального мышления Мусоргского не поняли и не приняли даже самые близкие друзья. Большинство из них считали композитора обычным неудачником, не сумевшим реализовать в творчестве свой великий талант. И лишь в ХХ в. началось триумфальное «открытие» Мусоргского, в наследии которого новые поколения композиторов стали черпать идеи, некогда опередившие свое время.

Искусство Мусоргского глубоко реалистично. Подобно многим мастерам пореформенной эпохи, он был оппозиционен к окружающей действительности и желал коренным образом изменить жизнь русского народа. Под словом «народ» композитор понимал прежде всего крестьянство, от которого воспринял стремление «жить по совести», сочувствие к бедности, воинственное неприятие социальной несправедливости. Он писал:

«Народ хочется сделать: сплю и вижу его, ем и помышляю о нем, пью — мерещится мне он, он один цельный, большой, не подкрашенный и без сусального. И какое страшное (воистину) богатство для музыкального типа, пока не всю Русию исколоворитили чугунки!».

Именно поэтому композитор отказался от традиционных средств музыкальной выразительности и создал свой неповторимо своеобразный язык, сопоставимый не столько с современной музыкой, сколько с образами Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Перова, Репина, Сурикова.

Мусоргский родился в Псковской губернии, в селе Карево, в имении родителей. Его отец был сыном дворянина и крепостной крестьянки, что дало основание Мусоргскому идентифицировать себя с выходцами из среды простого народа. Родители уготовили своему сыну военную карьеру, и в 13 лет будущий композитор попал в петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, по окончании которой был направлен в гвардейский Преображенский полк. Но вскоре судьба свела Мусоргского с Балакиревым, который стал его другом и непререкаемым арбитром в первых композиторских опытах. В1858 г. Мусоргский отказывается от службы в армии, что обрекло его на полунищенское существование до конца дней. Десятилетний этап — с 1858 по1868 г. — явился периодом формирования зрелого стиля мастера. Его путь к вершинам мастерства был тернист не только в силу внешних обстоятельств жизни. Видимая мягкость характера композитора скрывала своенравную, страстную натуру, которая была поглощена решением философских глобальных проблем бытия и колоссальных «сверхзадач»: Мусоргский мечтал воплотить в звуках «всю правду жизни», показать средствами музыки духовную суть русского человека, оценить беспристрастным взглядом российскую историю. «Прошлое в настоящем — вот моя задач», — говорил композитор, ступив на путь музыканта-летописца.

Оперу «Борис Годунов» на сюжет трагедии А. С. Пушкина Мусоргский начал писать в1869 г. Работая над либретто, композитор сделал некоторые изменения. Как известно, в сочинении Пушкина большое место занимает развитие боярской интриги. Мусоргский, отбросив историю кремлевских борений, высветил в опере главную идею: несовместимость нравственных позиций русского народа и преступной царской власти. Народ у Мусоргского — главный двигатель истории, народ-творец, народ-судья. И если у Пушкина в конце пьесы «народ безмолвствует», то у Мусоргского в финальной сцене народ восстает и требует справедливости.

В «Борисе Годунове» впервые в русской музыке композитору удалось передать не только поведение, но и внутреннее психологическое состояние людской массы, попавшей в водоворот переломных событий Смутного времени. В опере есть народ, униженно молящий Бориса у стен Новодевичьего монастыря принять трон и корону, но заведомо равнодушный к происходящему («Митюх, а Митюх, чего орем? Вона! Почем я знаю!»). Есть народ, стонущий от голода у собора Василия Блаженного: «Хлеба! Хлеба!». И есть безжалостная толпа в сцене крестьянского бунта под Кромами. Яркую самобытность народным образам придают фольклорные темы и интонации, широко используемые композитором (например, знаменитая песня беглого монаха Варлаама «Как во городе было во Казани»).

Герои оперы Мусоргского живут на сцене полнокровной жизнью меняются, преображаются. Следуя правде истории, Мусоргский показал не только Русь бунтующую, но и Русь молящуюся. Полнее всего религиозный мир выражен через образы Пимена — «монаха трудолюбивого», вынесшего от лица народа приговор царю-убийце Борису, и Юродивого — убогого, но чистого душою человека, нравственно возвысившегося над преступной властью: «Нельзя молиться за царя-ирода. Богородица не велит».

С поразительной психологической точностью воплощены в музыке муки совести трагического героя — царя Бориса. Обратим внимание: на сцене не показано убийство царевича Дмитрия, и загубленный младенец существует лишь в полубезумном сознании царя и в рассказах окружающих его людей. Так что Борис, подобно героями Шекспира, показан не только как злодей, но и как жертва рокового стечения обстоятельств, погубивших сильную, неординарную личность.

В течение 70-х гг. Мусоргский усиленно работает над следующей оперой — «Хованщина», В основе которой — история стрелецких бунтов конца XVII в. В паузах сочинения оперы он создал два песенных цикла на тексты А.А. Голенищева-Кутузова «Без солнца» и «Песни и пляски смерти», где торжествует главное действующее лицо Смерть. Последние годы жизни композитора были отягощены болезнью и горькой обидой на современников, не оценивших его музыку. Но творческий потенциал его не иссяк. В числе последних сочинений Мусоргского — фортепианный цикл «Картинки с выставки» — одно из самых популярных творений русской программной музыки, созданное под впечатлением работ художника В.А. Гартмана.

Умер Мусоргский в Николаевском военном госпитале (где И.Е. Репин и написал его знаменитый портрет). После смерти композитора оперу «Хованщина» завершил Н.А. Римский-Корсаков; он же сделал новую редакцию «Бориса Годунова», в которой опера в основном и ставилась на сценах.

© 2012, Мировая культура.