Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Композиторы > Николай Андреевич Римский — Корсаков

Николай Андреевич Римский — Корсаков

Николай Андреевич Римский - КорсаковТворческое наследие самого Николая Андреевича Римского — Корсакова (1844-1908) составляет одну из самых прекрасных страниц русской музыкальной классики. Его жизнь была примером сознательного отношения к музыкальному творчеству как к общественно значимому делу.

Мировоззрение Римского-Корсакова сложилось под влиянием многовековых представлений русского народа о Боге, Вселенной, природе и человеке в их нераздельном единстве. Народную мудрость композитор постиг сквозь призму русского фольклора — песен, сказок, обрядов. Он поэтизировал народную жизнь и воплотил ее в возвышенно-прекрасных музыкальных образах, утверждая своим искусством вечную истину — торжество добра над злом. Главная часть наследия композитора — оперы. В них действуют цельные, умные, порой наивные герои, не знающие злобы, корысти, зависти. Они олицетворяют лучшие качества души человека, его безграничные творческие возможности, художественную одаренность, стойкость в беде, верность в любви. Слушая музыку композитора, поражаешься органичному сплетению в ней жизненно достоверного и фантастического, людского и «нелюди » , иначе говоря, двоемирию. Соединяя сказочное и реальное, композитор воспевает истинные приоритеты народной жизни в гармонии природного и человеческого начал.

Римский- Корсаков родился в городе Тихвине Новгородской губернии, в семье старинного дворянского рода. Его предки дали России отважных военных, поэтому будущий композитор сначала не помышлял об иной профессии. В1856 г. мальчика определили в морской корпус Петербурга, который он окончил через шесть лет в звании гардемарина. Однако встреча с Балакиревым изменила его судьбу: целеустремленный и образованный молодой моряк становится членом «Могучей кучки», И С этого времени музыка — главное дело его жизни.

На протяжении своего долгого творческого пути композитор создал пятнадцать опер, симфонические сочинения (в их числе сюита «Шехерезада»), романсы. Основное место в его наследии занимают оперы. Ранний период его творчества венчает опера «Псковитянка», успешная премьера которой состоялась в 1873 г. Двумя годами ранее композитор получил приглашение стать профессором Петербургской консерватории. Преодолев предубеждения юности против профессионального музыкального образования (характерные для учеников Балакирева), Римский-Корсаков начал не только преподавать, но и учиться, засев за бесконечные упражнения с целью совершенствования композиторской техники. В начале 80-х гг. он создал свой первый шедевр и оперу «Снегурочка» по одноименной пьесе А.Н. Островского. События оперы разворачиваются в идеальной сказочной стране, управляемой мудрым Берендеем, где народ-земледелец живет по законам нравственности в полной гармонии с окружающей природой. Композитору удалось воплотить в звуках историю удивительного превращения волшебного существа, дочери Весны и Мороза хрупкой Снегурочки в человека, испытавшего любовь и погибшего. Многие страницы оперы посвящены старинным языческим обрядам. Широко в ней использованы и подлинные народные песни. Например, в знаменитой сцене проводов Масленицы звучат три народные мелодии: «Каледа-маледа», «А мы Масленицу дожидаем» и «Далалынь, далалынь».

Римский- Корсаков обладал поразительной способностью создавать музыкальные картины, рисовать оркестровой звукописью и морские глубины, и земные пейзажи. Помогал ему в этом «цветной слух» — природный дар «видеть» в красках ту или иную музыкальную тональность.

Еще будучи молодым военным моряком, Римский-Корсаков написал свое первое оркестровое полотно — симфоническую картину «Садко». Почти 30 лет спустя в одноименной опере он вновь вернулся к образу смелого и неунывающего новгородского гусляра, сумевшего силой своего музыкального таланта завоевать сердце Морской царевны, не убоявшегося спуститься на дно океана в гости к Морскому царю. «Садко» можно считать образцом классической эпической оперы, где по законам былинного сказа неспешно обрисована древнерусская старина. В основе драматургии оперы — сопоставление бытовых сцен из жизни Новгорода с картинами Подводного царства. В музыкальных характеристиках реальных персонажей композитор уверенно и свободно обобщает интонации подлинных народных песен; в картинах же морского мира царит инструментальное начало — пряные гармонии, сложные, изысканные темы. Музыка волшебных сцен пленяет загадочной манящей красотой и тонким лиризмом.

Вершиной позднего творчества Римского-Корсакова является его опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904), где композитор воплотил живое христианское народное мировосприятие. Действие оперы происходит в Древней Руси, в эпоху ордынского ига, и основано на столкновении двух противоборствующих сил — русского народа и татаро-монгольских захватчиков. Враги в соответствии с православными представлениями показаны как воплощение Божьего гнева, как духовное испытание, ниспосланное людям за их грехи. Образы ордынцев композитор видит глазами русских людей, на долю которых выпали тяжкие испытания. Поэтому главной музыкальной характеристикой врагов служит не какая-либо восточная тема, а старинная русская народная песня «Про татарский полон». Именно она звучит в знаменитой оркестровой картине «Сеча при Керженце», рисующей симфоническими красками эпизод поражения китежан в битве с ордынцами.

© 2012, Мировая культура.