Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Композиторы > Пауль Хиндемит

Пауль Хиндемит

Пауль ХиндемитПоворот в прошлое, как мы уже знаем, принято связывать с понятием «неоклассицизм». Композиторы этого направления использовали в своем творчестве модели искусства, рожденные в недрах ушедших эпох, школ, стилевых течений — прежде всего барокко и классицизма. В авторитетных и исторически оправданных художественных системах музыканты находили духовую опору и спасение от крайностей всепоглощающей новизны, экспрессионистской взвинченности и мрачной исступленности. Среди музыкантов, отдавших дань неоклассицизму, представитель Германии композитор Пауль Хиндемит (1895-1963). В творениях прошлого его привлекали духовная цельность, ясность, отвечающие здоровому оптимистическому взгляду на жизнь. Подобно средневековым немецким мастерам, Хиндемит относился к созданию музыки, как к ремеслу, в высоком понимании этого слова и стремился сохранить ее этическое значение. В своей книге «Мир композитора» он высказал важную мысль:

«Произведения искусства, в которых невозможно почувствовать моральное усилие их авторов, необязательно оказываются непригодными в .музыкальном отношении. Они могут производить занимательный, трогательный эффект. Как чисто технические механизмы они могут быть даже безупречны … но они не могут впечатлять как произведения искусства».

Сам Хиндемит был универсально одаренным музыкантом, сочетавшим рационально-математический склад мышления с темпераментом и страстностью артистической натуры. Немецкая организованность, трудолюбие и бьющая через край творческая энергия позволили композитору создать большое количество сочинений.

Композиторское мастерство и изобретательность Хиндемита были поистине безграничны. В 1927 г. он написал одноактную оперу «Туда и обратно». Положенный в основу либретто сюжет развивается своеобразно и остроумно: достигнув кульминации (героиню убивают), действие шаг за шагом возвращается к началу (героиня вновь предстает живой). Так же сконструирована и музыка: она может звучать как слева направо (от начала к концу), так и справа налево (т. е. наоборот). Такая «акробатика» потребовала, безусловно, огромных творческих усилий, но они увенчались полной победой мощного дарования и интеллекта композитора.

Почти все, что сочинил Хиндемит, так или иначе соотносимо с его симфонической музыкой, даже две оперы — «Художник Матис» и «Гармония мира» — имеют симфонические аналоги с теми же названиями.

Опера «Художник Матис» (1934), либретто которой написал сам Хиндемит, повествует о великом немецком живописце Матисе Ниттхардте, жившем на рубеже ХУ — ХУI вв. и получившем позднее имя Грюневальд. Этот мастер вошел в историю как создатель Изенгеймского алтаря.

Симфония «Художник Матис» продолжает оперу, хотя не связана с ее сюжетом. Программное содержание трех частей симфонии навеяно образами икон триптиха Изенгеймского алтаря (первая часть 0«Концерт ангелов», вторая часть — «Положение во гроб», третья часть — « Искушение святого Антония»). Иконописные шедевры Маатиса были для композитора символами, открывающими возможность для воплощения в звуках темы вечного борения добра и зла.

Опера «Гармония мира» (1957) рассказывает о судьбе великого немецкого астронома и математика Иоганна Кеплера, изучившего закономерности движения планет Солнечной системы. Свой главный труд ученый назвал «Гармония мира», соединив в нем математическую теорию с оригинальной философией музыкальной целостности мироздания. Он представлял «гармонию мира» как единую систему трех взаимосвязанных сфер: Musica Humana (Человеческая музыка) — проявление гармонии в земном бытии (например, в смене времен года, в биологических ритмах). Musica Mundana (Вселенская музыка) — выражение звучностей космоса. Musica instrumentalis (Иннструментальная музыка) — это звучащие на земле музыкальные произведения, воздействующие на человека и подчиняющие его вечным законам Вселенной.

Симфония «Гармония мира» (1951) передает учение Кеплера в обобщенной форме. Развитие музыкальной мысли в трех частях сочинения охватывает все три сферы «гармонии мира», идет по нарастающей к кульминации, прославляющей красоту мироздания, его разумную упорядоченность.

© 2014, Мировая культура.