Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Композиторы > Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич ЧайковскийМузыка Петра Ильича Чайковского (1840-1893) еще при жизни композитора ассоциировалась с величайшими достижениями русской и мировой художественной культуры. Она вместила всеобъемлющую информацию о душе человека, психологии его чувств, динамике страстей, полно и глубоко запечатлела стремление к счастью и невозможность его достижения в силу трагичности и конечности земного бытия. Воплощая людские эмоции, настроения и переживания, композитор сумел подняться на уровень обобщения философских и нравственных проблем, которые всегда волновали выдающиеся умы России: жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти.

Наследие Чайковского очень велико. Им создано десять опер, три балета, семь симфоний, более десятка оркестровых сочинений, инструментальные концерты, хоровая и фортепианная музыка, камерно-вокальные произведения. В каждой области композитор был новатором, хотя к реформаторству никогда не стремился. Используя традиционные для музыки XIX в. жанры, Чайковский находил возможность для их обновления. Он создал симфонию-трагедию, явился основоположником концерта-симфонии и симфонизированного русского балета.

Родился Чайковский в поселке Воткинске в семье дворянина, крупного горного инженера, директора Камско-Воткинских заводов. Когда мальчику было десять лет, его отправили в Петербург для учебы в Училище правоведения. После окончания училища Чайковский стал служить чиновником. Со временем эта работа все менее интересовала будущего композитора, а его любовь к музыке крепла с каждым днем. В1862 г. он неожиданно для всех бросил службу и поступил учиться в только что открывшуюся Петербургскую консерваторию. Самостоятельная творческая деятельность началась для Чайковского в1866 г., когда он принял предложение Н.Г. Рубинштейна стать профессором открывшейся Московской консерватории.

В московский период жизни Чайковский создает большое количество сочинений, принесших ему широкую известность. В их числе балет «Лебединое озеро», три первые симфонии, увертюры-фантазии для оркестра «Франческа да Римини» И «Ромео и Джульетта», первый концерт для фортепиано с оркестром, Вариации для виолончели с оркестром на тему рококо, цикл фортепианных пьес «Времена года». Вершиной творчества этого времени стали опера «Евгений Онегин» и Четвертая симфония.

В конце 70-х гг. благодаря дружескому участию и меценатской поддержке Н.Ф. фон Мекк, Чайковский смог отказаться от службы в консерватории и целиком посвятить себя творчеству. Он много путешествует. В1888 г. состоялись его триумфальные гастроли по странам Западной Европы и Соединенным Штатам Америки.

Творчество позднего периода отмечено высшими достижениями Чайковского. В последние пять лет жизни он создает оперу «Пиковая дама», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», Шестую симфонию. В его музыке все больше проявляется высокая трагедийность, философичность, психологическая углубленность, глубоко осознанный гуманизм.

Всегда ощущая отсутствие домашнего очага, композитор, наконец, обрел пристанище близ города Клина, расположенного в живописном месте между Москвой и Петербургом. Ныне в этом доме расположен всемирно известный музей.

Смерть Чайковского была неожиданной. Он умер от тяжелейшей формы холеры через девять дней после премьеры своей великой Шестой симфонии, которая была исполнена под его управлением.

Все богатство музыкального феномена Чайковского отразили его симфонические сочинения. :Композитор был прирожденным симфонистом, и его всегда влекла возможность выразить чисто инструментальными средствами жизнь трепетной, не знающей покоя человеческой души. В наиболее совершенной форме эти мысли получили воплощение в триаде последних симфоний — Четвертой, Пятой и Шестой.

Четвертая симфония была завершена в декабре1877 г. Ее идея зародилась во многом под влиянием народнических взглядов. В музыке симфонии присутствует образ идеализированной счастливой народной жизни, способной освободить мучимого сомнениями человека от пут трагического мировосприятия. Вместе с тем Четвертая симфония — это и первая в русской музыке психологическая инструментальная драма, отразившая столкновение двух начал — личных желаний человека и его судьбы, злого фатума, неумолимо разрушающего иллюзию земного счастья.

Шестая симфония («Патетическая») — высшее проявление симфонического гения Чайковского. Написано это уникальное сочинение очень Быстро, менее чем за два месяца. В симфонии четыре части, но их сочетание необычно для музыкальной классики. Вместо финала Чайковский завершает сочинение медленным «реквиемом», где слышны рыдания по ушедшему из жизни человеку. Рассмотрим бессмертное творение более подробно.

Первая часть написана в форме сонатного аллегро. Открывается она медленным вступлением, из которого прорастает смятенная и порывистая главная тема. Побочная партия — образ прекрасной, сладостной грезы о счастье. Внезапно сильный взрыв потрясает оркестр — начинается разработка, музыка которой почти зримо переедает состояние смертельного ужаса, который охватывает человека перед лицом адской бездны, небытия, смерти. В кульминации этого раздела звучит православная молитва «Со святыми упокой». Тем самым композитор предвосхищает финал симфонии. Вторая часть сочинения — лирический вальс, позволяющий временно отрешиться от трагических мыслей. Но уже в третьей части все возвращается на круги своя и развязка драмы неминуемо приближается. Тема третьей части, которую композитор назвал « марш-скерцо», воплощает вихревую дьявольские энергию, неподвластную человеку. Ее «запредельность» подчеркивается абсолютной автоматичностью ритма, все сметающего на своем пути. Но вот наступает финал, четвертая часть, последнее прощальное слово. Из музыки исчезают и пафос борений, и мечты о счастье. Жизнь медленно замирает. От заключительных звуков симфонии веет смирением перед страшной тайной смерти.

В числе популярных симфонических творений Чайковского увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Музыка увертюры насыщена напряженным драматизмом и отличается яркой выразительностью, позволяющей проводить прямые параллели с сюжетом трагедии Шекспира.

Оперы — значительная часть наследия Чайковского. Пожалуй, самое любимое публикой сочинение — опера «Евгений Онегин» (была закончена в1878 г.) Создавая либретто, композитор стремился быть ближе к пушкинскому оригиналу, скромно оценивая свое творение лишь как попытку проиллюстрировать музыкой любовную линию « романа в стихах». Он так и назвал свою оперу — «лирические сцены», сосредоточив внимание на личной драме Онегина, Ленского и Татьяны, придав им черты, характерные для его современников.

Вершина оперного наследия композитора — опера «Пиковая дама» (1890). Это сочинение стало новым словом не только в русской музыке, но и в мировой оперной классике. «Пиковая дама» написана в рекордно короткий срок, за 44 дня. Чайковский, поглощенный сюжетом, работал до самозабвения и когда дошел до эпизода смерти Германа, то, по его признанию, «начал сильно плакать».

В основу оперы положена одноименная повесть А.С. Пушкина, но композитор во многом отошел от первоисточника. Он перенес действие оперы из XIX в XVIII век Екатерининскую эпоху, переосмыслил образ Лизы, которая из бедной родственницы графини превратилась в ее богатую внучку, что еще более обострило конфликтную ситуацию сюжета.

«Пиковая дама» — опера-трагедия. Пафос трагедийности выражен в ней в предначертанности судьбы героев, которые гибнут, не в силах противостоять дьявольским искушениям и злому року. В сочинении сталкиваются противостоящие контрастные образы. Одни из них олицетворяют красоту человеческих чувств — любовь, душевные порывы, стремление к счастью; другие несут зло и ненависть. С первых звуков в музыке ощущается присутствие смерти — невидимой мрачной силы, не знающей милосердия.

Художественное и гуманистическое значение творчества Чайковского особенно актуально в наши дни. На фоне войн, духовных кризисов, экологических катастроф его сочинения напоминают человечеству о существовании высоких идеалов добра и красоты, призывают к великодушию и милосердию, говорят о бренности жизни и бессмертии души.

© 2012, Мировая культура.