Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Композиторы > Сергей Васильевич Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов

Сергей Васильевич РахманиновОдна из вершин русской художественной культуры «серебряного века» — творчество Сергея Васильевича Рахманинова (1873-1943). Эмоционально-приподнятая, романтически взволнованная музыка Рахманинова выросла из глубин русских духовных традиций. В ней запечатлелся многообразный спектр образов, отражающих православное сознание, «русскую идею», «русскую правду», «законы собора». Это и ожидание Апокалипсиса, и поиски высшего смысла жизни, и щемящее чувство скорби по стремительно уходящим из жизни нравственным идеалам. В сочинениях композитора с обнаженной непосредственностью и искренностью отразились издревле присущие русскому человеку представления о двуединой основе мира, где столкнулись Божье и антихристово, свет и тьма.

Творческое наследие Рахманинова охватывает разные жанры, как инструментальные, так и вокальные. Религиозно-философские проблемы жизни и смерти воплотились в крупных симфонических и вокально-симфонических произведениях — трех симфониях, четырех концертах для фортепиано с оркестром, «Рапсодии на тему Паганини», кантатах «Весна» и «Колокола». Особое место среди крупных сочинений занимают православные хоровые циклы.

Гениальный пианист-виртуоз, Рахманинов создал неповторимую « энциклопедию» романтических образов для своего любимого инструмента (прелюдии, этюды-картины), которые сегодня входят в репертуар большинства концертирующих музыкантов. Взаимодополняющим сочетанием поэзии, выразительной мелодии и фортепиано отмечены его одухотворенные романсы « Весенние воды», « Сирень» , «Здесь хорошо» и др.

Самыми плодотворными для композитора были 1901-1917 гг. В этот период им написаны многие гениальные сочинения, в том числе Второй и Третий концерты для фортепиано с оркестром, «Всенощное бдение». «Всенощное бдение» Рахманинова возникло на основе традиционных текстов православной церкви. В ее состав входят такие молитвы, как «Благослови, душе моя, Господа», «Блажен муж», «Свете тихий», «Ныне отпущаеши», «Богородице Дево, радуйся» И др. Выработанное веками философско-этическое содержание этой службы всегда привлекало музыкантов. До Рахманинова к текстам Всенощного бдения обращались П.И. Чайковский, А. Т. Гречанинов, П.Г. Чесноков и другие композиторы. Однако сочинение Рахманинова не имеет равных по глубине и выразительной силе. Создавая музыку, композитор пользовался архаичными древнерусскими знаменными распевами (взяты из «Обихода»). Мелодии многих молитв, окрашенных глубокими религиозными переживаниями, Рахманинов сочинил сам.

Одно из самых популярных сочинений Рахманинова — Второй концерт для фортепиано с оркестром (1901). Крупные формы этого произведения заставляют вспомнить монументальные древнерусские фрески, могучая колокольность — героические страницы древнерусского эпоса, лирическая одухотворенность — русские пейзажи.

Концерт состоит из трех частей. Первая часть открывается гулкими набатными ударами фортепиано, переходящими в величавую главную партию. О начале концерта композитор Н.К. Метнер писал: «С первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост подымается Россия». Тема побочной партии полна упоительного восторга перед красотой мира. Вторая часть концерта — состояние «вечного покоя». Ее нескончаемые мелодии переносят слушателя на лоно природы, на берега тихих рек или озер, дарящих душе возвышенное чувство благодати. Финал концерта — гимнический апофеоз, утверждающий торжество света, красоты и любви.

Подобно многим своим современникам-интеллигентам, революционный переворот и приход к власти большевиков Рахманинов не принял. Он писал: «Россия шагнула в пустоту», «лица людей превращаются в зверские дикие рыла». В декабре 1917 г. он навсегда покинул родину. Этот разрыв стал для композитора огромной личной трагедией. Позднее он сказал: «Лишившись родины, я потерял самого себя». В течение 10 лет Рахманинов не мог сочинять, зарабатывая на жизнь концертными выступлениями. Ему рукоплескали Европа и Америка. Способность творить вернулась лишь во второй половине 20-х гг.

В годы эмиграции Рахманинов написал несколько крупных оркестровых сочинений. В их числе — «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром. В ее основу положена тема скрипичного каприса знаменитого итальянского композитора. Образный мир «Рапсодии» не похож на светлую ликующую рахманиновскую музыку дореволюционного времени. В этом сочинении композитор повествует о трагическом земном пути художника, полном страстей, искушений, страданий. Напоминанием о бренности жизни и судном дне звучит в музыке «Рапсодии» средневековая попевка «Dies irae» «День гнева», Этот мотив-символ включен в большинство произведений, написанных композитором в эмиграции.

© 2013, Мировая культура.