Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Общее > Архитектура

Архитектура

Константин Андреевич ТонКультурные веяния пореформенного периода ярко и своеобразно воплотила архитектура, где многолетнее господство европейского классицизма ушло в прошлое. Русские архитекторы не могли не испытать влияния народнических идей, оказавших столь мощное воздействие на всю художественную жизнь России. Поиски национальной самобытности привели к господству архитектурной эклектики — смешению мотивов европейского и древнерусского зодчества.

Одной из разновидностей эклектики был так называемый «псевдорусский стиль» направление, имитирующее архитектурные элементы деревенских изб с резными украшениями и древнерусское узорочье (например, церковь, построенная в подмосковном имении Абрамцево в1882 г.). Со временем псевдорусский стиль стали признавать началом возрождения национальных архитектурных традиций. Во многих городах появились сооружения, украшенные, по выражению одного из современников, «мраморными полотенцами и кирпичными вышивками», повторяющими древнерусское узорочье. Таковы, например, здания Исторического музея (архитекторы А.А. Семенов и В.О. Шервуд), Городской думы (проект Д.Н. Чичагова) и Верхних торговых рядов (ныне ГУМ, архитектор А.Н. Померанцев), построенные в Москве в 80-90-х гг.; храм Вознесения «на крови», возведенный в1882 г. в Петербурге (архитектор А.А. Порланд).

Выдающееся архитектурное творение в русле новой национальной традиции — храм Христа Спасителя в Москве, ставший центром духовной жизни не только старой столицы, но и всей России. История храма трагична, начинается она в 1812 г., когда французские войска, покидая Москву, оставили за собой грандиозное пепелище, зияющее на месте жилых зданий, торговых лавок и церквей. Один из очевидцев этого страшного зрелища писал: «Москвы больше нет!». Но, как мы знаем, древняя столица была возрождена буквально из пепла. Восстановительными работами ведал генерал-губернатор Ф.В. Роостопчин, стремившийся отстроить и Кремль, и Китай-город, и храм Василия Блаженного в первоначальном старинном виде. Тогда же в кругах, близких к императорскому двору, родилась идея увековечения подвига русского народа в Отечественной войне, а 25 декабря 1812 г. Александр I издал манифест о возведении храма Христа Спасителя. Строили собор всем миром на добровольные пожертвования. Автор проекта Константин Андреевич Тон (1794-1881) придал сооружению облик традиционной для русской культуры пятикупольной соборной церкви, прекрасной в своем грандиозном величии. Первый важный этап строительства был завершен в1857 г.: собор освободили от лесов и приступили к его украшению — художественной росписи, отделке интерьеров и фасадов. Строительство храма превратилось в своеобразный филиал Академии художеств. Здесь прошли выучку и работали многие выдающиеся зодчие и художники. Большую часть горельефов для фасадов выполнил скульптор А.В. Лугановский. В работе принимали участие скульпторы Н.А. Рамазанов, П.К. Клодт, Ф.П. Толстой; художники А.И. Резанов, Л.В. Даль, И.Н. Крамской, В.И. Суриков, В.П. Верещагин, Ф.А. Бруни, К. Е. Маковский, И.М. Прянишников и другие. Освящение собора состоялось в мае1883 г. и было приурочено к коронации Александра III.

Храм Христа Спасителя простоял недолго. В1931 г. он был взорван и разобран. На месте уничтоженной святыни планировали возвести огромный Дворец Советов, пирамида которого заканчивалась бы статуей В.И. Ленина. Вот как отреагировал на решение советских властей свидетель тех событий поэт Н.В. Арнольд, потомок знаменитого писателя С.Т. Аксакова:

Прощай, хранитель русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!

По гениальной мысли Тона,
Ты был в величии простой,
Твоя гигантская корона
Горела солнцем над Москвой.

С тобой умолкли отголоски
Великого Бородина,
Исчезли мраморные доски
И с ними храбрых имена.< … >

Мне жаль художников и зодчих,
Большой сорокалетний труд;
И примириться мысль не хочет,
Что храм Спасителя снесут.

7 января1995 г., в праздник Рождества Христова, состоялась церемония закладки нового собора Христа Спасителя. Сегодня он гордо парит над Москвой, вселяя надежду на возрождение традиционных духовных ценностей России.

Изменение облика русской архитектуры пореформенной эпохи неизбежно сказалось на развитии искусства скульптуры. Во второй половине века практически прекратилось финансирование строительства крупных дворцовых и общественных комплексов, сочетающих зодчество и ваяние. Но обрело право голоса направление, связанное с увековечением великих событий в истории России и памяти ее выдающихся сынов. Таковы памятники «Тысячелетию России» в Новгороде (1862) и Богдану Хмельницкому в Киеве (1888) скульптора М.О. Микешина (1835-1896); А.С. Пушкину (1880), Александру II в Москве (1898) и М.Ю. Лермонтову в Пятигорске (1889) скульптора А.М. Опекушина (1838-1923). Крупным мастером ваяния того времени был М.М. Антокольский (1843-1902), тяготевший к историческим темам «Христос», («Смерть Сократа», «Спиноза», «Мефистофель», «Иван Грозный», «Ермак» и др.).

© 2012, Мировая культура.