Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Общее > Могучая кучка

Могучая кучка

Милий Алексеевич БалакиревПолно и глубоко духовные искания русского общества той эпохи выразила музыка. В музыкальном искусстве выдвинулась блестящая плеяда композиторов, творчество которых вошло в золотой фонд мировой художественной культуры. Возвышению общественного статуса музыки способствовало бурное развитие музыкального образования и просвещения. Еще накануне реформ в Петербурге и Москве было создано Русское музыкальное общество (РМО) — первая крупная концертная организация, которую материально поддерживала императорская семья. Чуть позднее на основе музыкальных классов РМО родились первые русские консерватории: в1862 г. в Петербурге (основатель и директор А.Г. Рубинштейн) и в1866 г. в Москве (основатель и директор Н.Г. Рубинштейн). Создатели высших музыкальных заведений руководствовались благородной целью европеизировать и упорядочить музыкальное образование в России, поставить его на крепкую профессиональную основу. Однако далеко не все музыканты приветствовали открытие консерваторий, считая, что их « немецкий дух» несовместим с национальным развитием русской музыки. Приверженцы «почвенной культуры» композитор М.А. Балакирев и хормейстер Г.Я. Ломакин при поддержке критика В.В. Стасова открыли в Петербурге Бесплатную музыкальную школу (1862), где учебная работа, в отличие от консерваторий, играла далеко не пер во степенную роль. Бесплатная музыкальная школа давала возможность всем любителям музыки из народа получить элементарные знания и простейшие навыки музицирования. Главным же в ее деятельности было проведение концертов просветительской направленности. Противоречия консерваторий и Бесплатной музыкальной школы смягчились лишь со временем.

Особую роль в музыкальной культуре пореформенного периода играл кружок петербургских композиторов, организованный Милием Алексеевичем Балакиревым (1837-1910), вошедший в историю под названием «Могучая кучка» (определение В.В. Стасова). В «Могучую кучку» входили, кроме Балакирева, М.П. Мусоргский, Ц.А. Кюи, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, не получившие до этого профессионального музыкального образования. В лице Балакирева кучкисты нашли требовательного учителя, унаследовавшего традиции Глинки и Даргомыжского и сумевшего передать их своим питомцам. «Могучая кучка» во многом напоминала «Товарищество передвижных выставок»; Балакирев и его ученики находились под сильным влиянием народнических идей. «Кучкисты» свято верили, что национальное русское искусство произрастает из одного корня — народного творчества, и путь русского композитора связан прежде всего с претворением в музыке образа народа, его истории, его нравственных идеалов и духовных установок. 

Идейным вдохновителем кружка «Могучая кучка» был Владимир Васильевич Стасов (1824-1906) — талантливый критик, историк искусства, оставивший заметный след в археологии, истории, филологии, фольклористике, музыкальной публицистике.

© 2012, Мировая культура.