Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Общее > Постмодернизм

Постмодернизм

ПостмодернизмВторая половина ХХ в. изменила облик планеты, иной стала и художественная культура. Многие представители довоенной плеяды писателей еще верили в «общечеловеческое братство», провозглашали необходимость творения «нового искусства для нового общества» (Ромен Роллан), перспективы которого связывали с социалистической идеей. Послевоенное поколение взрослело в условиях, когда революционная идеология прошла пик своей популярности.

Научно-технический прогресс позволил индустриально развитым государствам превратиться из «стран капитала» в «общество потребления» — ослабить социальные противоречия, уравнять материальные потребности людей, сделать доступной каждому человеку культурную информацию за счет средств массовой коммуникации — кино, радио, телевидения, другой аудиовизуальной техники. Возник феномен «массовой культуры», когда произведения искусства стали рассматриваться как вид «товара», выставленного на продажу. При этом успех «торговли» зависит не от качества, а от количества проданного. В поисках «сбыта» художественная продукция становится все проще, примитивнее, постепенно опускаясь до уровня потребления, продиктованного вкусами неподготовленных слушателей, зрителей, читателей.

Литература второй половины ХХ в. развивается на фоне альтернатив «массовой культуры» и модернистской «элитарной» словесности. Этот период принято называть постмодернистским, поскольку классика модернизма ушла в прошлое, но «распад ценностей мира» все еще остается в поле зрения писателей. В постмодернистских сочинениях внешняя реальность окончательно утратила свое значение. Считается, что «все уже сказано» и уделом современных авторов остаются лишь бесчисленные, порой пародийные повторения чужих мыслей и образов. В общественном сознании понятие «модернизм» все чаще связывается с понятием « авангард», представители которого демонстративно отворачиваются от читателя во имя создания усложненного литературного текста «для посвященных».

Несмотря на сильнейший натиск авангарда, традиционный литературный реализм выжил и продолжил свое развитие, вызванное, в частности, необходимостью правдиво отразить все то, что произошло с человечеством. Во второй половине ХХ в. во многих странах возрождается вкус к историческому мышлению и вновь приобретает ценность национальное прошлое (сочинения А. Моруа, Д.Б. Пристли, Ч.П. Сноу, Г. Грина, А. Мердок и др.).

В недрах «массовый культуры» расцветает литература с самодовлеющей развлекательностью — детективы, боевики, фантастика, соединяющая кажущееся «жизнеподобие» с четкими представлениями о «границах восприятия» человека, воспитанного «обществом потребления». Это не лишает привлекательности творения таких талантливых писателей-гуманистов, как Агата Кристи и Жорж Сименон.

Итак, к концу ХХ в. художественная культура оказалась в тисках коммерциализации, «новая религия» которой рождена идеалами накопительства и наживы. Поэтому нравственная энергия, излучаемая гениальными книгами времен Шекспира или Гете, вызывает сегодня более горячий отклик в сердцах людей, нежели эксперименты со словом современных литераторов. В преодолении внутренней разобщенности, хаоса, растерянности, в обретении человечности видится путь новой литературной традиции ХХI в.

© 2014, Мировая культура.