Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Общее > Серебряный век

Серебряный век

Серебряный векСравнительно небольшой период истории русской культуры принято называть «серебряным веком» или «духовно-культурным ренессансом». Его границы условны: примерно от начала 90-х гг. XIX в. до революционных катаклизмов1917 г. Определение «серебряный век» одним из первых ввел в обиход С.К. Маковский, основатель и редактор популярного в то время журнала «Аполлон». Термины «русский духовно-культурный ренессанс» или просто «духовный ренессанс» широко употребляли Н.А. Бердяев и другие выдающиеся философы той эпохи. Конечно, эти понятия произвольны. Но они очень метко определяют особый статус художественной культуры России на рубеже XIX — ХХ в., в которой есть и «серебряное отражение» предыдущих «золотых» времен, и возрождение утраченных реалистическим искусством духовно-религиозных начал.

«Серебряный век» полон загадок и противоречий, переплетений многочисленных художественных течений, творческих школ, принципиально нетрадиционных стилей. Самое же главное: в культуре «серебряного века» произошла переоценка ценностей, некогда питавших творчество мастеров русской классики. В основе этой переоценки лежали общественные потрясения предреволюционной России, поражающие накалом страстей, жаждой духовного обновления, повлекшие изменение взглядов на искусство и на художника-творца. Вот как охарактеризовал эти перемены в своей работе «Русская идея» Н.А. Бердяев:

«В начале века велась трудная, часто мучительная борьба людей ренессанса против суженности сознания традиционной интеллигенции, — борьба во имя свободы творчества и во имя духа … Речь шла об освобождении духовной культуры от гнета социального утилитаризма».

Стоит отметить, что «освобождение духовной культуры» И становление новых художественных направлений не отменили в одночасье прежних отечественных традиций, прежде всего реализма. Достаточно вспомнить, что на грани веков были созданы бессмертные произведения Л.Н. Толстого, А.И. Куприна, И.А. Бунина, полотна В.И. Сурикова и Репина, гениальные оперы Н.А. Римского-Корсакова, сформировались творческие позиции К.С. Станиславского. Несмотря на различные творческие воззрения этих мастеров, их объединяет генетическая связь с русским реалистическим искусством XIX в., с его правдоискательством и вниманием к социальным первопричинам, формирующим личность человека. Поэтому очевидно, что творцами «серебряного века» нельзя назвать всех его современников; к ним принадлежат те, чьи произведения несут печать нетрадиционного для предшествующей эпохи мировосприятия. Эти люди жили предчувствием надвигающейся социальной катастрофы, предрекали и призывали обновление человеческой души, испытывали неприязнь к «обыденной серости» привычной окружающей жизни. На этом фоне рождались художественные течения и индивидуальные стили, в которых были провозглашены новые идеалы и сместился смысл привычных понятий. Как утверждал Блок, «солнце наивного реализма закатилось».

Если проследить историю возникновения нетрадиционных художественных направлений, то невольно обращаешь внимание на динамику их возникновения и столь же быстрого заката. Ценой взрывного прорыва к новому нередко были недосказанность и недовоплощенность замыслов, быстрое разочарование в идеях, еще вчера казавшихся единственно верными. Платой за утерянные ориентиры были и скепсис, и злая ирония. Но все же «серебряный век» — это подлинный расцвет творческого духа и один из ярких периодов раскрепощения художественного гения российской культуры.

В конце XIX в. заявили о себе поэты-символисты «первой волны» — З.Н. Гиппиус, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб. Им на смену спешили поэты-«младосимволисты» — А. Белый, А.А. Блок, В.Я. Брюсов, В..И. Иванов. Темп смены художественных течений все ускорялся. Родились поэтический акмеизм (Н.С. Гумилев, О.Э. Мандельштам, С.М. Городецкий, А.А. Ахматова) и футуризм (А.Л. Крученых, В.В. Хлебников, В.В. Маяковский), кубизм, абстракционизм, примитивизм в живописи (П.П. Кончаловский, М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, В.В. Кандинский, К.С. Малевич и другие). Музыка также смело заговорила новыми образами — символизма (А.Н. Скрябин), неоклассицизма (Н.К. Метнер), неофольклоризма (И.Ф. Стравинский), кубофутуризма (С.С. Прокофьев). В этом бурном течении новаторской композиторской мысли выделяется подлинный «духовный ренессанс» церковной музыки, что нашло отражение в сочинениях композиторов Синодального училища, вдохнувших вторую жизнь в древнерусское певческое искусство: А.Д. Кастальского, П.Г. Черноокова, А.Т. Гречанинова, С.В. Смоленского и других, а также в творчестве С. В. Рахманинова.

© 2012, Мировая культура.