Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Общее > Символизм

Символизм

Раненый ангел (Хуго Симберг)Обратимся к одному из самых ярких явлений художественной культуры «серебряного века» — символизму. Как известно, это направление в развитии искусства конца XIX -начала ХХ в. было общеевропейским, однако именно в России символизм обрел глубоко духовный, религиозно-философский смысл, отраженный в великих творениях литературы, театра, живописи, музыки.

Ключевым для эстетики символизма было слово «символ», которое имело разные, порой путаные толкования. Пожалуй, яснее всего обосновал это понятие Н.А. Бердяев, который писал:

«Символ есть связь между двумя мирами, знак: иного мира в этом мире. Символисты верили, что есть иной мир. Вера их совсем не была догматической. Лишь один Вяч. Иванов, впоследствии перешедший в католичество, был одно время близок к православию … Н о характерно, что символисты начала века… не верили в Христа. И это нужно определить как: космическое прельщение, под которым жило это поколение».

Иначе говоря, обратившись к познанию тайн духовной жизни, символисты прошли мимо религиозного многовекового опыта христианства и вверг ли себя в бесконечные мучительные поиски «преображенного космоса», не находя утешения в собственной иллюзорной вере, заменив православные истины творческими озарениями. Вместе с тем поиск ускользающей духовной гармонии, «знаков иного мира в этом мире» открыл для них неисчерпаемые возможности экспериментов в области художественного языка. Символисты свято верили в мистическую силу искусства, в его способность стать новой «религией», преобразующей человека. В недрах символизма родил ась теория творчества, вызванного гениальным озарением, прозрением, состоянием экстаза. Как писал В.Я. Брюсов в статье «Ключи тайн», которой открылся первый номер журнала «Весы»,

«просветы — те мгновенья экстаза, сверхчувственной интуиции, которые дают иные постижения мировых явлений, проникающие за их внешнюю пору, в их сердцевину. И сонная задача искусства и состоит в том, чтобы запечатлевать эти мгновения прозрения, озарения, вдохновения».

Символизм в русской литературе представлен множеством ярко одаренных индивидуальностей. У каждого поэта-символиста был свой идеал красоты, свои излюбленные темы. Но это личное, порой даже интимное, часто оказывалось созвучным эпохе, так как затрагивало те жгучие проблемы современности, что будоражили мысль и чувства российской интеллигенции. В поэзии символизма зазвучали прямые пророчества о неизбежной гибели России, «конце культуры», «крае историю». А.А. Блок писал:

Ведь никто не встретит старость –
Смерть летит из уст в уста…
Высоко пылает ярость,
Даль кровавая пуста …

Нередко пророческие слова о смерти сочетаются у символистов с почти мистическим оптимизмом: вселенская катастрофа неизбежна, но она принесет, наконец, желанное духовное очищение, освобождение. Многим из них грезилось, что искусство способно раскрыть извечную «вселенскую тайну» — музыкальную сущность мироздания, о которой говорили древние философы, начиная с Пифагора. Под «музыкой» понималось не столько собственно искусство звуков, сколько его скрытые проявления — музыка природы, музыка космических сфер, музыка человеческого духа. Иначе говоря, звучание музыки, пронизывающей весь микро- и макрокосмос, воспринималось как тот вечный зов, что вдохновляет художника и дарит ему поэтическое вдохновение. С культом музыкальности наступил новый этап в развитии русской поэтической речи. Родил ась «музыка стиха».

© 2012, Мировая культура.