Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Общее > Славянофильство

Славянофильство

Славянофильство«Легче, кажется, познать Вселенную, чем Россию», — заметил наш современник, писатель В.Г. Распутин. И продолжил: «Быть русским, да еще русским думающим, — тяжелая судьба, и едва ли когда-нибудь она станет легче». С этих слов мы начинаем разговор о русской художественной культуре XIX в. не случайно. Кажется, что наши писатели, живописцы, композиторы, театральные деятели добровольно взвалили на свои плечи непосильную ношу — быть главными духовными наставниками и учителями русского народа, чувствуя себя ответственными за его будущее. Их размышления о пути России были разительно несхожими, порой прямо противоположными. Неслучайно во все времена процесс нравственного «самопознания», характерный для русской культуры, протекал в попытках ответить на «главные русские вопросы»: что же такое русская мысль (А.С. Хомяков), русское воззрение (И.С. Аксаков), русский ум (А.А. Григорьев), русский народный дух (В.С. Соловьев), русская идея (Н.А. Бердяев). В первую половину XIX в. на этом поле столкнулись в противоборстве два основных потока развития общественной мысли. Их принято называть славянофильство и западничество.

Славянофильство — национально-ориентированное, отчасти культурно-охранительное движение в отечественной философской теории. Его представители ценили прежде всего своеобразие исторического опыта России, устойчивые черты национального менталитета, развитое православное сознание народа. Они отвергали мечты о «революционном обновлении России» и «несбыточном равенстве», отстаивая такие непреходящие нравственные ценности, как уважение к православной вере, почитание власти, данной людям Богом, патриархальное «устройство» русской земли. Наследие славянофилов питало творчество тех русских мастеров искусства, что выступали под лозунгами патриотизма, защиты родной культуры от иноземного (прежде всего европейского) влияния.

На другом полюсе мнений — в лагере западников — формировались модернистские, революционно-освободительные идеалы, направленные на расширение культурного кругозора России, на выход из «тупика» ее национального пути. «3ападники», ориентируясь на достаточно общие представления о критериях общественного прогресса, старались разрушить казавшиеся им искусственными границы, отделяющие Россию от цивилизаций европейского образца.

Славянофильство и западничество оказали мощное и непосредственное влияние на развитие русской художественной мысли. Однако нетрудно заметить, что философские «крайности» не слишком вдохновляли творцов русского классического искусства. Живым светочем русской классики был гений А.С. Пушкина, «всемирная отзывчивость» которого была порождена универсальной способностью отражать сквозь призму «русского духа» идеи и образы культур других народов, как восточных, так и западных. Именно равновесие «своего» И «чужого» позволило русским художникам достойно преодолеть ранний опыт «русской европейскости» XVHI столетия и создать шедевры, вошедшие в золотой фонд мировой художественной культуры.

В первую половину XIX в. отношение к европейским традициям у отечественных мастеров было весьма избирательным. Художественная интеллигенция ценила строгость и стройность классицизма, эмоциональную насыщенность и непосредственность чувств романтизма. Прочные позиции завоевал в русском искусстве и реализм. Вместе с тем многие отечественные мастера, по сути, не принадлежат ни к одному из современных им европейских художественных направлений.

«Плетение стилей» — классицизма, романтизма, реализма — характерно для А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, К-П. Брюллова и О.А. Кипренского, М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского. Эти и многие другие русские классики свободно ориентировались в разных стилях, решая в своем творчестве прежде всего те задачи, которые имели национальную и общественную значимость.

© 2012, Мировая культура.