Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Общее > Стили искусства

Стили искусства

Вилла Ротонда (Классицизм)На пороге второго десятилетия ХХ в. под ударами авангарда существенно поколебались «космические» идеалы символизма. Сложные философские умозаключения и «мистический туман» нередко становились предметом скепсиса и насмешек. Однако далеко не все мастера «серебряного века» были заражены болезнью огульного отрицания. Для многих из них творческое новаторство понималось как обновление образной сферы на основе «воспоминаний о прошлом», бережного отношения к традиции. Вечная гармония и красота искусства ушедших культур, его загадочные лики, старинные предметы, затененные столетиями, словно пробудились для новой жизни. Тонко реставрированные атрибуты распространенных европейских стилей (античность, барокко, рококо, классицизм) в разных видах искусства позволили ученым позднее назвать это явление собирательным именем «неоклассицизм» (хотя, как мы убедимся далее, сами творцы «серебряного века» использовали иную терминологию).

Реставрация «моделей прошлого» не могла быть интуитивной. Она требовала от художника рационализма, трезвой конструктивной логики. Поэтому представители неоклассицизма порой кажутся «аннтиромантиками». Что же стало с романтизмом?

Романтизм как общеевропейское стилевое направление XIX в. в России оказался приглушен влиянием реалистической школы. Ни литература, ни живопись, ни музыка не исчерпали безграничных возможностей этого стиля выражать скрытые психологические состояния и душевные переживания человека. «Второе дыхание» романтизм обрел с наступлением «духовно-культурного ренессанса», соприкасаясь с новыми его течениями, но при этом выступая явным антиподом авангарда. Рассмотрим неоклассические и романтические традиции «серебряного века» последовательно.

В поэзии неоклассицизм заявил о себе в творчестве представителей содружества с подчеркнуто «заземленным» названием «Цех поэтов» (образовалось в 1911 г.). Оно объединило таких непохожих авторов, как Н.С. Гумилев, С.М. Городецкий, А.А. Ахматова, о.э. Мандельштам, Н.А. Клюев — представителей поэтического течения, названного «акмеизмом». Один из организаторов и теоретиков «Цеха поэтов» Н.С. Гумилев писал: «На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова акме — наивысшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора), или адамиз — дружественно-твердый и ясный взгляд на жизнь), — во всяком слчае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы это течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо, чтобы оно притягивало его наследство и ответило на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом».

Итак, если художники авангардных направлений старались не замечать своих предшественников, в особенности отечественных, отказывая их сочинениям в праве быть актуальными для культуры ХХ столетия, то поэты-акмеисты не стеснялись своих «предков». Их творчество было родственно символизму в главном — в неприятии эстетики окружающих «серых будней», «грубого материализма» и реализма. Подлинная красота виделась в европейском прошлом, в атрибутах старинного быта. Стройность формы, утонченность и изысканность языка, помноженные на «прекрасную ясность» изложения мыслей, — вот то, к чему призывала своих сторонников новая теория. Впрочем, единая теоретическая программа была намечена лишь в самых общих чертах. Во всем остальном представители «Цеха поэтов» индивидуальны и неповторимы.

© 2013, Мировая культура.