Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Писатели > Франц Кафка

Франц Кафка

Франц КафкаХХ в. совсем недавно стал историей. Ушла в прошлое эпоха мировых войн и пролетарских революций, но все же, временная дистанция, отделяющая нас от предыдущего столетия, еще слишком мала, чтобы сделать окончательные выводы о месте художественной культуры «атомного века» в общем движении мировой цивилизации. Многие процессы в развитии художественного творчества еще не завершились, и трудно судить об их результатах. К тому же мы, рожденные в ХХ в. И наблюдавшие его «изнутри», можем быть подвержены «оптическому обману» близкого видения фактов культурной жизни, что затрудняет их непредвзятое обобщение. Эти резонные соображения предостерегли нас от соблазна окончательных «приговоров» И четких формулировок, оставляя шанс сделать эти выводы тем, кто захочет в будущем взглянуть на художественную культуру столетия с более почтительного исторического расстояния.

Условной временной чертой, за которой открылся «настоящий ХХ век», принято считать Первую мировую войну 1914-1918 гг. Как прозорливо писал Томас Манн, «это историческая веха, отметившая конец одного мира и начало чего-то совершенно нового». В сфере политической истории «новое« обнаружило себя очень быстро: в революционных кровавых переворотах, братоубийственных распрях, тоталитаризме и фашизме, ужасах Второй мировой войны, постоянной угрозе уничтожения всего живого на планете «мирным атомом» и в мрачных предсказаниях экологической катастрофы. В сфере идей ХХ в. стал эпохой грандиозного крушения иллюзорных надежд «всех прогрессивных людей 3емли» на построение коммунизма — утопии, осуществлению которой преданно служили многие выдающиеся умы человечества. Самым же значимым наследием прошлого столетия стал кризис основных ценностей европейской цивилизации. Рухнула вера в разумность исторического процесса, в целесообразность поисков гуманного миропорядка, основанного на освященных в веках христианских заповедях. 3ападная культура оказалась на краю бездны, куда были низвергнуты основные нравственные устои, понятия совести, чести, добропорядочности, милосердия, любви. В произведениях искусства, как в беспристрастном зеркале, отразились и черты духовной деградации, и попытки выйти за пределы заданности жесткого прагматичного времени, увидеть «свет в конце тоннеля», вернуть человеку духовную цельность, смысл жизни, веру и надежду. Эту альтернативность художественная культура сохраняла на протяжении всего ХХ столетия. Обратимся к литературе.

В 10-40-е гг. главные бои в искусстве слова развернулись вокруг реализма и модернизма «нового поколения». Художникинисты не видели смысла существования человека в дисгармоничном, нестабильном, хаотичном мире. Представитель немецкоязычной литературы Франц Кафка (1883-1924) вырастает в крупную фигуру художественной культуры ХХ в. именно потому, что все кошмарнооабсурдное предстает в его сочинениях как естественное и жизненно оправданное.

Наследие КафКи невелико. Его романы были опубликованы поссле смерти писателя «Америка», 1914, изд. 1927; «Процесс», 1915, изд. 1925; «Замок», 1922, изд. 1926). Он не считал свои книги интересными для других и просил друга после смерти уничтожить неоконченные сочинения и дневники. Такая позиция выделяет Кафку в писательской среде того времени, насыщенной шумными скандалами. По образному строю сочинения Кафки были ближе всего экспрессионистам, кричавшим и протестовавшим, но вскоре заслуженно забытым. Писатель же стал одним из самых знаменитых прозаиков ХХ в., признанным мастером-новатором, которого Герман Гессе назвал «тайновенчанным королем немецкой прозы».

Кафка слыл человеком необычайно болезненным и ранимым. Он постоянно мучился беспричинными страхами и сомнениями, жил с чувством вины перед близкими и был совершенно неспособен наладить контакт со своим окружением. Но творчество писателя отнюдь не сводится к изживанию комплексов личности или к самоуничижению. Кафкианство — это предсказание картин истории ХХ В., страшная метафора фашизма и тоталитаризма, бездушного обесчеловеченного государства (романы «Процесс» И «Замок»). В сочинениях писателя мало удобных оправданий безнравственности человека, но еще меньше их у абсурдного современного мира, который жестоко наказывает людей.

Особой выразительности Кафка достигает в описании кошмаров и фантастических превращений, придавая им реалистическую достоверность с помощью суховатого «протокольного» стиля изложения событий. «Проснувшись однажды утром после беспокойного сна,  Грегор 3амза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое» — С такой обыденно звучащей фразы начинается рассказ Кафки «Превращение» (1915). Но за спокойными строками постепенно начинает вырисовываться действительность — кошмарная, омерзительная, не поддающаяся логическому объяснению. Впрочем, фантасмагории Кафки после его смерти все Чаше стали восприниматься как мифы и пророчества, а его гротескные притчи — как приговор основному итогу цивилизации, духовной изоляции и обреченности личности.

© 2013, Мировая культура.