Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Писатели > Георг Тракль

Георг Тракль

Георг ТракльВ литературе экспрессионизм зародился позднее, чем в живописи, и выразился прежде всего в поэзии. У ее истоков стоял австрийский поэт Георг Тракль (1887-1914). За свою недолгую жизнь Тракль написал две небольшие книжки стихов — «Стихотворению» (1913) и «Сны Себастьяна» (1914), проникнутые трагическими мотивами. Подобно художникам-экспрессионистам, поэт не стремился к отражению действительности, его окружающей. «Поэтическая реальность» Тракля сплошь насыщена метафорами, предсказывающими всепожирающую катастрофу человечества в еще не начавшейся войне. Так, в стихотворении «Покой и молчание» говорится о похоронах солнца в голом лесу. Хоронят солнце те, кто, казалось бы, призван оберегать жизнь, — пастухи и пастыри. Ужасом веет от строк стихотворения «Зимние сумерки», посвященных современному городскому пейзажу:

 

В небе — мертвенный металл.
Ржавью, в бурях завихренной,
Мчат голодные вороны –
Здешний край уныл и вял …
Церкви, улицы, вокзал
Тьмой объяты похоронной.
Под мостом — ладья Харона.
В простынях — кровавый шквал.

И все же иногда поэзия Тракля утрачивает мрачную предначертанность. Такова «Песнь о Европе», в финале которой намечается надежда на спасение.

В конце первой мировой войны произошёл бурный всплеск экспрессионизма в театральной драматургии. Среди крупных ее мастеров – Георг Кайзер, обладавший прекрасным чувством сцены и всегда учитывавший реакцию зрителя на развитие сюжета. К одному из своих сочинений драматург предпослал эпиграф: «Но глубочайшая истина открывается лишь одинокие. И тогда она так огромна, что совершенно бессильна действовать». Пессимизм этих слов, как в зеркале, отражает содержание пьес Кайзера. В одной из них «С утра до полуночи» скромный чиновник-кассир под влиянием минутной слабости похищает крупную сумму денег. Он обретает возможность распоряжаться чужими судьбами, но открывает для себя порочную алчность людей, прикрытую лозунгами о всеобщем братстве.

© 2012, Мировая культура.