Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Писатели > Игорь Северянин

Игорь Северянин

Игорь СеверянинВпервые слово «футуризм» появилось в названии группы поэтов, именовавших себя «эгофутуристами». Правда, направление это было отнюдь не монолитным, а его изобретение целиком принадлежало поэту Игорю Северянину (И.В. Лотареву, 1887-1941). Издавший в течение 1904-1912 гг. 35 стихотворных сборников, Северянин достиг известности лишь тогда, когда о его «эгопоэзии» С возмущением отозвался Лев Толстой. Так что двусмысленной славой поэт обязан самому себе, а его стихи имеют мало общего с агрессивным накалом итальянского футуризма.

Северянин вошел в русскую культуру «серебряного века» как певец жизни «золотой молодежи», проводящей дни и часы в дымных ресторанах и роскошных будуарах. Он не читал свои стихи, а пел их, собирая на так называемых «поэзоконцертах» толпы восторженных поклонниц и все более возносясь к вершинам скоропреходящей славы. Вот строки одного из популярных его стихотворений «Самогимн»:

Мой стих серебряно-брильянтовый
Живителен, как кислород.
- О, гениальный! О, талантливый!
Мне возгремит хвалу народ.
И станет пить ликер гранатовый
За мой ликующий восход.

Осенью 1911 г. в Московском училище живописи, ваяния и зодчества произошла встреча поэтов Д.Д. Бурлюка и В.В. Маяковского. Именно они вместе с примкнувшим к ним А.Е. Крученых составили ядро литературного объединения «Гилея» — первого крупного содружества футуристов. Название «Гилея» соответствовало древнегреческому наименованию местности в устье Днепра, где управляющим имеения служил отец братьев Бурлюков и где в годы становления русского футуризма (кубофутуризма, по терминологии тех лет) побывали все знаменитости: М.Ф. Ларионов, В. Хлебников, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых и другие. В конце 1912 г. произошло заметное событие: 18 декабря вышел из печати альманах «В защиту нового искусства». Его заглавие — «Пощечина общественному вкусу» — стало декларативным и нарицательным, а предисловие к сборнику было воспринято читателями как манифест русских футуристов. В предисловии бунтари громогласно провозгласили полную свободу творческого эксперимента и предложили сбросить «с Парохода Современности» Пушкина, Достоевского и Толстого. «Общественный вкус» действительно был шокирован. Даже И. Северянин, не слишком приверженный к классике, отозвался на этот призыв словами:

Для отрезвления ж народа,
Который впал в угрозный сплин –
Не Лермонтова с парохода,
А Бурлюка — на Сахалин. 

© 2013, Мировая культура.