Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Писатели > Жуковский, Батюшков, Рылеев, Грибоедов, Пушкин

Жуковский, Батюшков, Рылеев, Грибоедов, Пушкин

Александр Сергеевич ПушкинОсобое место в художественной жизни России первой половины XIX в. занимала литература. Литературное слово выполняло в культуре страны миссию не только эстетическую, но и философско-политическую. Современность все прочнее входила в мир поэзии и прозы, стимулируя развитие реалистической образности. Впрочем, романтизму также была отдана дань; у его истоков стоял Василий Андреевич Жуковский (1783-1852), создатель философской лирики и великолепных баллад («Людмила», «Светлана», «Ивиковы журавли» и др.). Творчество поэта запечатлело мир неординарной личности декабристской эпохи, убежденной в том, что счастье свое человек созидает сам, и ценность человеческой личности определяется не происхождением, чинами или богатством, а нравственной свободой.

Изяществом и особым чувством прекрасного отмечено наследие прямо го предшественника Пушкина — Константина Николаевича Батюшкова (1787 -1855). Его поэзия проникнута радостью бытия. Батюшков воспевает земные наслаждения, которые даруются человеку духовно свободному и независимому. Лирика поэта-декабриста Константина Федоровича Рылеева (1795-1826) подчинена политическим идеалам и интересам. Широкую известность получили думы Рылеева «Смерть Ермака», «Иван Сусанин», стихотворение «Гражданин», поэма «Войнаровский», созданные в традициях романтизма, прославляющие гражданственность и жертвенность во имя Отечества.

К самым могучим проявлениям русского духа отнес критик В.Г. Белинский знаменитую комедию Александра Сергеевича Грибоедова (1795-1829) «Горе от ума». В ней необычайно ярко отразились типичные противоречия российской жизни — противостояние взглядов консервативного, не слишком образованного московского барства и молодого поколения дворян, исповедующих прогрессивные либеральные идеи.

Безусловно, правы те исследователи, которые начинают отсчет «золотого века» нашей культуры с творчества Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837). Пушкин — это целая эпоха в развитии русского искусства, отголоски которой слышны и сегодня. Его наследие раскрывает богатство национального духовного опыта, про зрения и озарения, глубину интеллектуальной мысли и сердечность чувств русского человека.

О сочинениях Пушкина написано огромное количество книг, статей, учебников, поскольку каждое поколение литераторов пытается открыть «своего Пушкина», еще не прочитанного и не разгаданного. Не повторяя общеизвестных истин, обратим внимание лишь на две темы, зазвучавшие в творчестве поэта и оказавшие огромное влияние на развитие русской художественной культуры последующего времени.

В 1831 г. были опубликованы «Повести Белкина», проникнутые щемящим сочувствием к «маленьким людям». В будущем тема «маленького человека» станет одной из важнейших в русской литературе, живописи, музыке, театральной драматургии. Другая пушкинская тема прозвучала в «Евгении Онегине» и связана она с «Татьяны милым идеалом», с русским типом любви как подвига, как меры жизни и смерти, покаяния и очищения. Именно такая любовь, самоотверженная и долготерпимая, вдохновляла многих русских художников XIX — ХХ вв.

© 2012, Мировая культура.